Госкомтуризма подготовил проект Стратегии развития туризма в Узбекистане до 2030 года. Документ опубликован для общественного обсуждения, которое продлится до 20 июля.
Какие есть проблемы
В документе отмечаются позитивные и негативные для Узбекистана тенденции развития международного туризма.
Так, развитию туризма мешают:
- высокие цены на авиаперевозки, низкое покрытие потенциальных рынков отечественным и международными авиалиниями;
- визовая политика и система регистрации;
- слабое развитие транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, труднодоступность, невысокий уровень сервиса, неразвитость объектов придорожной инфраструктуры;
- недостаток квалифицированных кадров в сфере, отдаленность образовательных программ от требований рынка труда;
- недостаточная степень нормативного регулирования сферы (отсутствие стандартов, отсутствие налогового стимулирования);
- административные барьеры;
- отсутствие агрессивной многоцелевой PR-стратегии страны.
В проекте отмечается, что следует реконструировать пункты пропуска через государственную границу (авиационные, автомобильные, железнодорожные) и усовершенствовать процесс пересечения границы.
Также Госкомтуризма подчеркивает, что отрасли необходима государственная поддержка, и добавляет, что доходы от туризма быстро окупают затраты на его развитие.
Какие стоят задачи
В стратегии описан комплекс задач:
- формирование доступной и комфортной туристской среды;
- повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Узбекистана на внутреннем и мировом рынках;
- реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма;
- совершенствование системы управления и статистического учета в сфере;
- обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Узбекистана за счет развития туризма;
- комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма и устойчивого развития туристских услуг;
- продвижение туристского продукта Узбекистана.
Разработчики документа определили приоритетные направления развития:
- развитие внутреннего и въездного туризма;
- продвижение бизнес-туризма;
- развитие паломнического туризма;
- унификация качества туристских услуг, приведение их в соответствие с международными стандартами;
- создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;
- усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов Узбекистана;
- регионально кластерный подход по продвижению туристского продукта Узбекистана.
Что предлагается сделать
В числе основных направлений развития: деловой туризм, развитие туристской инфраструктуры и формирование доступной и комфортной туристской среды с помощью кластеров. Цель создания туристского кластера — повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта.
Основным механизмом реализации стратегии авторы предлагают рассматривать государственно-частное партнерство.
Предлагается:
- создать единую унифицированную систему туристской навигации, туристские информационные центры, банк информационных материалов;
- развивать транспортную и дорожную инфраструктуру: запускать туристские автобусы, обустраивать стоянки, автотуристские кластеры на ключевых трассах государственного значения, строить придорожные гостиницы;
- обновлять железнодорожные вагоны, самолеты на внутренних авиалиниях, туристские автобусы, развлекательные объекты (аттракционы, оборудование парков культуры и отдыха), фуникулеры, канатные дороги, вокзалы и автостанции;
- стимулировать малый и средний бизнес в сфере гостеприимства (мини-гостиницы, мини-отели, хостелы, гостевые дома), развивать национальные/иностранные гостиничные сети;
- для регионов, не вошедших в кластер, а также на районных уровнях определить перспективные туристские продукты, в частности, развивать агротуризм и строить сельские дома отдыха, проводить экскурсии и фестивали в приграничных областях для гостей из соседних стран.
При этом отмечается, что каждый туристский кластер должен организовать разработку нетуристских продуктов.
В целом разработчики документа предлагают развивать шесть главных продуктов: деловой туризм, культурный туризм и турне, активный и приключенческий отдых, отдых в горах и на озерах, гастрономический туризм, пляжный туризм и кратковременный отдых.
Ранее о том, как объединение в кластеры поможет развивать туризм в Узбекистане, специально для Spot писали эксперт по автоматизации гостиничного бизнеса Андрей Михайлов и главный менеджер отеля Grand Hotel Uzbekistan Сергей Авдеев.