Узбекистан официально взял курс на развитие и внедрение блокчейна, криптоактивов и майнинга. Блокчейн внедрят в работу государственных органов, узаконят криптоактивы и процессы их купли-продажи, начнут готовить кадры по блокчейну и запустят пилотный проект по майнингу.
В постановлении президента говорится, что с 1 октября деятельность в области оборота криптоактивов, включая создание криптобирж, подлежит лицензированию в НАПУ. Операции, связанные с оборотом криптоактивов, не облагаются налогом, а полученные доходы не включаются в налогооблагаемую базу.
Spot поговорил со специалистами в сфере блокчейна и криптовалют и узнал, что они думают о документе, который называют революционным.
Руслан Юлдашев
Специалист по криптовалюте и блокчейну
Блокчейн, распределенные реестры и распределенные вычисления — один из наиболее революционных зарождающихся трендов в развитии человечества. Вместе с развитием алгоритмов искусственного интеллекта и распространением подключенных к интернету девайсов уже на горизонте пяти лет эта технология значительно изменит жизнь большинства людей.
Здорово, что в руководстве нашей страны это понимают, что революционный документ не застрял в бюрократических коридорах и уже в ближайшие месяцы блокчейн перестанет быть праздной темой для обсуждения курса биткоина, а войдет в реальность работы госструктур.
Даже попытка внедрения блокчейна в их работу повлечет за собой позитивные изменения: потребует оцифровки форм и документов, сделает процессы внутри и между госслужбами прозрачнее, вынудит провести апгрейд технического оснащения и технической грамотности сотрудников.
В отличие от некоторых более экономически развитых стран, у нас сейчас есть хорошая платформа — процесс цифровизации только начался, на такой почве легче строить новое и двигаться быстрее. Программисты хорошо знают, что модернизируя старое, часто проще переписать с нуля, чем пытаться улучшать итерационно. Такой же подход, с внедрением революционных современных направлений — блокчейн и искусственный интеллект, — уверен, отлично сработает для Узбекистана.
Предприниматель в сфере криптовалюты и майнинга, основатель интернет-магазина LaTienda и других проектов
Мы очень рады этому постановлению президента, оно своевременное. В Узбекистане более 100 майнинг-ферм. Сейчас они вынуждены работать нелегально. Они бы и рады платить налоги, только если их не установят на высоком уровне.
Если майнинг будет легализован в Узбекистане, очень много инвесторов придут в нашу страну, в первую очередь для открытия ферм для майнинга. Некоторые уже сейчас строят помещения. Интерес связан с тем, что в Узбекистане относительно дешевая аренда и стоимость электроэнергии, кроме того, многим иностранцам нравится жить в нашей стране.
Единственным препятствием может стать нехватка энергоресурсов — криптофермы потребляют много электичества. Узбекистан планирует построить АЭС, возможно, с ее запуском эта проблема решится. Сейчас фермы строятся в областях, где электроэнергия вырабатывается сверх лимита. Некоторые инвесторы готовы сами устанавливать микро-ГЭС на маленьких речках, но для этого нужна соответствующая нормативная база.
Думаю, необходимо снизить таможенные пошлины на ввоз оборудования для майнинга. Также нужно будет создать условия для вывода средств, в том числе через обмен криптовалют в сумы.
Возникает вопрос, как можно контролировать деятельность криптоферм в Узбекистане? Один из способов — создать свой пул. К нему будут все подключаться все фермеры, работать совместно и продавать информацию за рубеж. Каждая ферма будет получать часть дохода. И налоги тоже будут взиматься с этого дохода. Создать свой пул будет непросто, для этого нужны мощные сервера.
Есть и другой вариант — ввести повышенные ставки на использование электричества. К примеру, если физлица платят за электричество 200 сумов, предприятия — 300 сумов, майнеры должны платить 350 сумов. Главное, чтобы лицензия на майнинг не была дорогой, иначе майнеры опять уйдут в тень. Вся страна перейдет на майнинг, если получение лицензии сделать простым, налог — небольшим и решить проблемы с перебоями в электроэнергии.
Одна из прелестей майнинга в том, что каждый может дома поставить оборудование и начать зарабатывать. Особенно это будет актуально для жителей отдаленных регионов, для которых сейчас создаются различные программы занятости, такие как «Каждая семья — предприниматель». Семья может получить патент, зарегистрировать компанию и приносить в страну иностранную валюту, вносить вклад в развитие экономики. Не зря криптовалюты приняли в Японии, Австралии, Германии. В США население уже налоги биткоинами оплачивает.
Я готов каждой семье объяснить, какое оборудование ставить, как на этом зарабатывать.
Узбекистану нужна своя криптовалюта. Большие инвестиции из-за рубежа могут прийти в Узбекистан, если страна выпустит свою криптовалюту, подкрепленную золотом, и начнет продавать ее на международных рынках.
Я технический специалист, не экономист, поэтому могу рассуждать со своего аспекта, но не с точки зрения влияния на экономику. Считаю, мы не сможем использовать зарубежные криптовалюты. Хотя бы потому, что возникнут проблемы с инкассацией.
К примеру, если магазин продаст товар за биткоины, что он потом с ними будет делать? Конечно, их можно перевести в доллары, но их же нужно инкассировать в банк. Если в Узбекистане откроются криптобиржи или обменники, поступившие деньги можно будет менять официально. Только биржи нужно отдать стартаперам или предпринимателям. Нельзя, чтобы государство монополизировало сферу.
Думаю, не нужно копировать законы стран, которые уже приняли криптовалюты. Потому что ни в одной стране этот процесс еще полностью не усовершенствован. Мы сейчас можем представить миру свой закон, новую модель. В отличие от других сфер, таких как образование или налоги, где у развитых стран есть столетний опыт, майнинг — новая сфера для всех.
Медиаменеджер криптосообщества iTuber, специалист в области кибербезопасности
Всё это очень интересно, и мы видим, что уже намечены проекты: например, специалисты из Южной Кореи приедут, чтобы предложить свои решения. Чувствуется, что за документом стоит большая работа. Есть поручения на ближайшее время: должны разработать предложения по лицензированию и регулированию, а до 1 января 2019 года — проект закона «О цифровой экономике и блокчейн-технологиях».
В документе сказано, что не будет налогообложения — это огромный плюс. Насколько будет сложно получить лицензию, пока неизвестно, как и насчет других ограничений. Стоит ли нам открывать свои криптобиржи, когда есть гиганты в этой сфере, это еще вопрос. Но если есть возможности и идеи, почему бы и нет.
Постановление — это только начало. Вот когда разработают закон, тогда и можно будет делать выводы. Но сам факт того, что в законодательстве используются понятия блокчейн, криптовалюта, криптооборот — это уже большой шаг.
Наш документ довольно прогрессивен по сравнению с тем, что приняли в США, как я уже упомянула во время панельной дискуссии. США потеряли много инвесторов, стартапов и специалистов из-за того, что начали облагать налогами криптосферу. В Германии, например, как и у нас, решили не вводить налоги. Но мне кажется, со временем, когда нормативная база будет полностью разработана, возьмутся и за проработку налогов.
Думаю, криптовалюты получат у нас распространение наряду с традиционными деньгами. Возможно, мы даже сделаем скачок: перескочим этап с картами и перейдем на криптовалюту.
Что не хватает постановлению? Мне интересно, как будет строиться взаимодействие с НАПУ. Смогут ли стартаперы с легкостью назначить встречу, высказать свои идеи.
Очень интересен финансовый сектор. К сожалению, пока не было никаких законопроектов насчет ICO.
Людям нужна возможность создавать фонды, акселераторы. Чтобы стартаперам не приходилось конкурировать с международными проектами, чтобы они развивали наш рынок в первую очередь и проекты не утекали за рубеж. Это возможно, если будут венчурные фонды, которые поддержат направление.
Теперь дальнейшее развитие будет зависеть от людей, от их инициатив. Например, построит предприниматель ТРЦ и предоставит скидку тем, кто будет расплачиваться криптовалютой.
Также считаю, что постановление даст толчок к развитию и нашим соседям. Когда Казахстан начал официально говорить о создании криптотенге и других криптопроектах, я подумала, что у нас тоже начнется движение в эту сторону. Теперь мы вырвались вперед, и у соседних стран могут возникнуть опасения оттока специалистов и инвестиций в этой сфере в Узбекистан, так как у нас дешевое электричество и разрабатывается законодательная база.
Ранее Spot писал, что в рамках панельной дискуссии в коворкинг-центре GroundZero эксперты обсудили, в каких сферах применять блокчейн в Узбекистане, каковы перспективы майнинга и что делать с нехваткой кадров.