В центре «Стратегия развития» раскритиковали предлагаемые цены за выдачу разрешения пользоваться автомобилями с тонированными стеклами, следует из сообщения, опубликованного на сайте центра в понедельник утром.
Первая петиция
В мае на портале петиций появилось первое обращение с необходимым количеством голосов — петиция о разрешении тонировки для частных транспортных средств собрала 10 000 голосов.
В обращении предлагалось разрешить использование 70% тонировки задней полусферы автомобиля, так как Узбекистан является страной с жарким климатом, детям на заднем сиденье автомобиля становится очень жарко и душно, они могут пострадать от солнечного удара. Там же отмечалось, что занавески также запрещены.
Согласно регламенту, обращение, адресованное палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан, должно получить не менее 10 000 голосов. Обращение, набравшее необходимое количество голосов, должно быть рассмотрено в течение 60 дней.
Тонировка за 16 млн сумов
Вскоре после этого на портале обсуждения нормативно-правовых актов появился проект, в котором предлагалось разрешить эксплуатацию автомобилей с тонированными (затемненными) стеклами на платной основе.
В проекте предлагалось установить следующие ставки за выдачу разрешения и установку тонировки на стекла легковых автомобилей:
- 90 минимальных размеров заработной платы для физических лиц (16,6 млн сум. на момент публикации этой статьи);
- 120 МРЗП для юридических лиц (22 млн сум);
- 140 МРЗП для юридических лиц иностранных государств (25 млн сум).
В соответствии с документом, разработанным МВД, 92% средств от оплаты за выдачу разрешения направляются в местный бюджет с целевым направлением на реализацию социальных проектов.
8% идут в Специальный фонд развития материально-технической базы, социального стимулирования сотрудников и прочих расходов МВД с целевым направлением на установку тонировки, а также развитие материально-технической базы и социальное стимулирование сотрудников ГСБДД.
Проект вызвал бурное обсуждение и на момент публикации этого материала там уже более 100 комментариев.
Это слишком дорого
Эксперты центра «Стратегия развития» раскритиковали эти цены. В сообщении отмечается, что услугой сможет воспользоваться лишь небольшое количество людей, так как мало кто может себе позволить такие траты — те же учителя, к примеру, которые, в среднем, получают зарплату в 2 млн сум. или врачи и другие сотрудники бюджетных организаций:
«Это их зарплата за 9 месяцев, а пенсионерам эта услуга и вовсе станет практически недоступной», — говорится в сообщении.
Там же отмечается, что предлагаемые ставки, как и их обоснование, в целом вызывают немало вопросов, не говоря уже о том, что необходимость заново получать разрешение каждой год (именно такой срок указан в проекте), может привести к очередной бюрократии.
Зарубежный опыт
Эксперты центра обращаются к зарубежному опыту и указывают, что во многих странах граждане ничего не платят за получение разрешения. Так, к примеру, обстоят дела в таких развитых странах как Великобритания, Германия, Испания, Бельгия и так далее. Причем там разрешается затемнять стекла до 100%.
В сообщении отмечается, что тонировка не воспринимается в этих странах как нечто угрожающее безопасности — наоборот, она защищает от солнечных лучей, света фар находящегося сзади автомобиля, не ограничивает угол обзора и не оказывает негативного воздействия на зрение.
Что касается тех стран, где разрешение на тонировку выдают за деньги, то в том же Кыргызстане за это надо платить $200, в Таджикистане $310, в Узбекистане же предлагается установить ставки, которые почти в 20 раз больше.
Равные возможности для всех
В сообщении центра отмечается, что в Узбекистане тонировка, в первую очередь, нужна для защиты от солнечных лучей и жары. Соответственно, целесообразней будет руководствуясь этими факторами, сделать услугу удобной и доступной для всех слоев общества с учетом социального равенства:
«Даже если платную выдачу разрешений на тонировку признают обоснованной и необходимой, то стоит создать равные возможности для всех, кто хочет ею воспользоваться», — говорится в сообщении.
Помимо этого высокие цены приведут к тому, что поступления от них будут небольшими. И наоборот — если установить доступные цены, то количество тех, кто воспользуется услугой, в разы вырастет, считают в центре.