17 июля Минторг США начал расследование, угрожает ли национальной безопасности зависимость от импортного урана, пишет «Ъ».
Расследование идет по 232-й статье закона о расширении торговли от 1962 года (она позволяет при наличии угрозы вводить квоты или пошлины) и касается как добычи урана, так и его обогащения, использования в обороне и энергетике.
Инициатором расследования стали Energy Fuels и Ur-Energy — две последние компании, добывающие уран в США. Они в январе опубликовали петицию, заявив, что с 1987 года доля своего урана в потреблении США упала с 49% до 5%, загрузка мощностей Energy Fuels и Ur-Energy — 9% и 13% соответственно.
Жалобщики указывали, что поставки урана идут из стран, где отрасль получает господдержку (РФ, Казахстан, Узбекистан, Китай), заявляли о рисках для обороны и занятости и отмечали, что в последние годы три компании в США прекратили добычу.
В статистике Энергетического информационного агентства (EIA) США отмечено, что в 2017 году поставки урана из Узбекистана в США составили 2,15 млн фунтов эквивалента U3O8. Это пятый показатель среди всех стран-импортеров.
Первое место занимает Канада, которая поставила 14,05 млн фунтов, второе Австралия (8,13 млн фунтов), третье Россия (7,07 млн фунтов), четвертое Казахстан (4,64 млн фунтов).
При этом уран из Узбекистана один из самых дешевых — средневзвешенная цена $37,7 за фунт эквивалента U3O8. Дешевле только у России — $31,5 за фунт. Казахстан, к примеру, продает по $38,3, Канада — $40,6, Австралия по $42,4.
Исходя из этого есть вероятность, что при введении квоты местный уран в США потеснит не поставки из Узбекистана или России, а более дорогое сырье из Канады и Австралии, так как ключевая проблема уранового рынка — низкие цены на сырье, упавшие после аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году (по данным UxC, с начала года спотовые котировки колеблются на уровне $20,5−23,5 за фунт закиси-окиси урана — U3O8).
У Минторга есть 270 дней на расследование, затем за 90 дней президент США должен на основании отчета принять решение о необходимых мерах, сообщили Energy Fuels и Ur-Energy.
Ранее Spot писал, что по данным правительственного агентства США, почти 90% урана, используемого в американских реакторов, являются продуктом иностранных компаний (данные на 2016 год).