О том, как убыточная фабрика стала крупным экспортером с тремя филиалами, четырьмя фирменными магазинами и рестораном для модных показов, рассказал генеральный директор компании Bukhara Brilliant Silk Бахтиер Джураев.

900 млн сумов, чтобы реанимировать предприятие-банкрот

Наша шелкомотальная фабрика по переработке коконов шелкопряда существует с 1927 года. Мои родители, дедушки и бабушки работали здесь до пенсии. Так что ребенком я проводил тут много времени, можно сказать, вырос в цехах. После окончил Ташкентский текстильный институт и пришел на фабрику уже инженером.

С уходом советской власти все крупные предприятия превратились в акционерные общества и привлекали иностранных партнеров для выхода из кризисного положения. Аналогичная ситуация была и у нас — предприятие преобразовали в АО «Бухоро ипаги».

Зарубежные компании узнавали о нас через АО «Узбекенгилсаноат», которое по сути было министерством легкой промышленности, но уходили с рынка, отработав вложенные средства. Впоследствии, после банкротства и ликвидации АО, часть земель, принадлежавших фабрике, была распродана частным лицам.


Фото: Уткир Шарипов / Spot

В 2001 году совладельцем фабрики на 70% стала китайская компания «Хуашин». К тому времени я уже был менеджером предприятия. Мы входили в состав госкомпании АО «Узбекенгилсаноат», пока в прошлом году ее не ликвидировали по решению президента (на ее базе создали ассоциацию «Узтекстильпром»).

К сожалению, в 2009 году фабрика обанкротилась. Времена были сложные, вести бизнес было непросто. Партнеры были вынуждены уйти с рынка с многомиллионными долгами, которые впоследствии легли на мои плечи.

Тогда я стал директором предприятия и нашел новых инвесторов из Китая и Узбекистана. Мне удалось убедить их, что я смогу самостоятельно реабилитировать фабрику, и получить от них кредитные средства в размере 900 млн сумов.

Это был кредит доверия — они поверили в мои идеи. Большая часть средств ушла на выплату долгов фермерам, банкам и налоговой.

Только в 2014 году мы смогли выйти на прибыль и продолжили вкладывать выручку в развитие, модернизацию оборудования и расширение производства.

С ликвидацией АО «Узбекенгилсаноат» в 2017 году компания ООО Bukhara Brilliant Silk стала полностью частным предприятием. Тогда же я и другие наши учредители выкупили долю китайских партнеров.


Фото: Уткир Шарипов / Spot

Цель — экспорт на $4,5 млн в 2019 году

Возглавив предприятие, первым делом я стал расширять производство. Помимо шелкомотального, открыли отделочный, шелкоткацкий, красильный и швейный цеха. Стали выпускать не только шелк-сырец, но и ткани, а также одежду из шелка. Это наше отличие: конкуренты, как правило, производят только шелковые нити.

Продвижением продукции занимается маркетинговый отдел, который работает с партнерами через интернет, ездит на ярмарки, международные встречи и увеличивает объемы сбыта. В маркетинг вкладываем 2% от общего дохода. Также партнеры сами находят нас через сайт компании.

98% продукции идет на экспорт — в Китай, Вьетнам, Иран, Пакистан, Турцию, ОАЭ. В 2017 году объем экспорта составил $3,5 млн, в 2019 году мы планируем увеличить этот показатель на $1 млн.

Вся продукция реализуется по международной стоимости. Маржинальность бизнеса — около 20%.

Ежегодно мы берем у иностранных партнеров, которым экспортируем товар, предоплату для закупа коконов шелкопряда у местных фермеров.

Фото: Уткир Шарипов / Spot

Процесс производства шелка очень трудоемкий и ответственный. В течение 26 дней фермеры кормят гусениц шелковицей и содержат их в особых условиях. Когда появляются коконы, их привозят к нам для взвешивания и оплаты.

Из 1 кг коконов получается 10 метров чистого шелка. Для нормального функционирования фабрики нам необходимо 900 тонн коконов в год.

Если в Китае и Индии за счет климата и большой рабочей силы могут выращивать шелкопряд как минимум семь раз в год, то в Узбекистане — три раза в год. В этом году нам удалось увеличить объемы производства в три раза. Значительно упростило многие процессы новое оборудование, которое мы в прошлом году привезли из Европы.

С 2009 года штат увеличился с 40 до 500 сотрудников, и каждый из них — профессионал своего дела. На предприятии работают как новички, так и сотрудники со стажем. Так, мой заместитель Муртазо Мустафаевич предан нашему делу уже 22 года и передает свои знания и умения молодому поколению. В мое отсутствие фабрикой управляет он.

На производстве у нас две смены по 250 человек. Главное в компании — забота о сотрудниках. Стабильная выплата заработной платы, премии, автобус, горячее питание — это лишь малая часть того, что необходимо для нормальной работы.


Фото: Уткир Шарипов / Spot

Если сотруднику необходимо купить крупную вещь, например, технику, мы предоставляем рассрочку за счет зарплаты. Сотрудники должны идти на работу с удовольствием, потому что здесь они проводят большую часть своего времени. И задача руководителя — создать необходимые условия для своих людей.

Расширение: фабрики, магазины, ресторан

По республике у нас еще три фабрики: в 2011 году открыли филиал в Кашкадарьинской области, в 2014-м — в Сурхандарьинской. В прошлом году запустили фабрику в Андижанской области, на ее открытии присутствовал президент. После его визита в марте была создана ассоциация «Узбекипагисаноат», которую Шавкат Миромонович взял под личный контроль.

Ассоциация очень помогает отрасли: фермеры и компании, которые производят шелк, получили налоговые и таможенные льготы. К тому же любой желающий может заниматься разведением грены (яйца бабочки тутового шелкопряда) и при этом не платить налоги.

В прошлом году мы открыли четыре фирменных магазина: в Бухаре, в Андижане и два в Ташкенте. Реализация на внутреннем рынке идет только через них. Для внешнего рынка это идеальная реклама.

Магазин в Бухаре уже приносит прибыль благодаря невысокой арендной плате и постоянному потоку туристов. Остальные пока на самоокупаемости.


Фото: Уткир Шарипов / Spot

Объединить производство и туризм

Бухара — это город, стратегически важный для развития любого бренда за счет потока туристов. Развиваешься в Бухаре — значит, повышаешь узнаваемость компании во всем мире.

Поскольку Бухара неразрывно связана с историей Великого шелкового пути, мне пришла идея объединить туризм и производство.

Бывая в разных странах на встречах с партнерами, я наблюдал, как компании развивают свои бренды. Всем известный платок от Hermès в Европе стоит 500 евро, и это при содержании шелка 15%. А у нас изделия из чистого на 100% шелка стоят в десять раз дешевле.

Чтобы показать зарубежным гостям качество узбекского шелка и умение местных дизайнеров передать красоту Востока, в марте я открыл ресторан «Ипак йули», в котором проходят показы верхней одежды нашего производства.

В сезон ресторан ориентирован главным образом на иностранных туристов. Именно это повышает узнаваемость бренда в мире и позволяет заявить о себе с лучшей стороны.


Фото: Уткир Шарипов / Spot

На летний период мы расширились, открыв террасу с посадочными местами. Поток желающих увидеть Узбекистан растет, в этом году даже в самые жаркие месяцы лета в Бухаре были иностранцы. Поэтому фактор сезонных спадов в туризме ресторана не коснулся.

В ближайшем будущем планируем создать небольшую деревню Silk Village, в которой гости смогут увидеть, как получают коконы, как кормят гусениц листьями шелковицы. Также там будет ремесленный центр.

О будущем национальных брендов

Миссия нашего бренда — быть лицом Узбекистана на мировом рынке. Занять свою нишу на мировой арене и постоянно становиться лучше.

В стране пока нет по-настоящему популярного бренда, для его развития нужно время. Такие компании, как Mango, Zara завоевали сердца модниц не за один год. Всем широко известным мировым маркам необходимо было время, чтобы заявить о себе и держаться поставленных целей.

В Узбекистане сейчас новый виток развития, и перемены ощущаются очень сильно. Мы чувствуем поддержку предпринимательских инициатив со стороны государства. В таком же темпе, с зеленым светом бизнесу, нужно еще пять-шесть лет, чтобы раскрыть потенциал узбекских брендов.

Если предприниматели будут стремиться к качеству мирового уровня, всё получится. Но нельзя забывать, что качество всегда стоит дороже, и в создание бренда нужно будет вкладывать очень много сил и средств.