В Узбекистане отменили ценовое ограничение со стороны «Узагроэкспорт», следует из указа президента «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан».
Согласно действующему Положению о порядке экспорта свежей, сушеной и переработанной плодоовощной продукции, экспортные контракты заключаются на основе рыночных цен, сформированных на основе спроса и предложений.
При этом АО «Узагроэкспорт» еженедельно публикует информацию об уровне экспортных цен на плодоовощную продукцию, и компании обязаны заключать договоры не ниже этих цен.
Помимо этого, таможенное оформление плодоовощной продукции на основании инвойса тоже должно осуществляться по ценам не ниже тех, что указаны на сайте «Узагроэкспорта».
Таким образом «Узагроэкспорт» следило за тем, чтобы предприниматели не отправляли заграницу продукты ниже себестоимости. В частности, глава «Узбекозиковкатхолдинга» Тохиржон Жалилов в материале «Газеты.uz» отмечал, что продукцию надо уметь правильно преподносить и правильно продавать:
«Сейчас получается, что мы продаем больше некоторых стран, но зарабатываем меньше. Поэтому задача — не просто экспортировать, но и зарабатывать», — говорил Жалилов.
Там же он объяснял, как формируется закупочная цена: если говорить о черешне, то «Узагроэкспорт» в этом году предложил цену примерно в $4 за килограмм:
«Нам задают вопросы: почему такая высокая цена? Отвечу: мы должны стремиться к среднемировым ценам. Внешний рынок имеет абсолютно другую конъюнктуру. Другая покупательская способность, другие покупательские требования», — объяснял глава холдинга.
По его словам, впервые себестоимость продукции была рассчитана с учетом инвестиций и прибыльности дехкан, чтобы они могли развиваться:
«Когда дехканин получит прибыль, когда он будет знать, сколько и какого качества продукция от него требуется, у него будет уверенность в завтрашнем дне, он сможет планировать будущий урожай, вкладывать в ее качество», — отмечает Тохиржон Жалилов.
Однако не все были с этим согласны — ранее на Kun.uz вышел материал, в котором говорилось о том, что в одном из районов Ферганской области из-за этой политики дехканам и предпринимателям пришлось выбросить десятки тонн овощей на свалку.
В частности, предприниматели жаловались, что намеревались экспортировать товар в Кыргызстан по $50 за тонну, но минимальная экспортная цена, установленная «Узагроэкспортом», составляет $178:
«В 2017 году я отсортировал, упаковал и заморозил 50 тонн редьки для экспорта. В ходе переговоров с зарубежными партнерами, они сказали, что „Узагроэкспорт“ определило фиксированную цену за 1 тонну редьки в размере $175−228, плюс таможенные и транспортные расходы. В итоге они отказались покупать мой товар. Мы хотим продать их дешевле, но установленный порядок „Узагроэкспорта“ не позволяет. Мы попросили у них помощи, но они отказывают. Даже не знаем, что делать», — цитировало тогда издание предпринимателя Бехзода Раимова.
Комментируя это статью, директор «Узагроэкспорта» по маркетингу и экспорту Султон Назаров отмечал, что предприниматели пытались экспортировать редьку по цене, которая ниже даже тех, что на внутреннем рынке, не говоря уже о мировом. Там же отмечалось, что выброшенная продукция, снимки которой опубликованы, им не принадлежит:
«Средняя цена редьки на местных рынках в сезон составляла 800−900 сумов при себестоимости производства, по данным Минсельхоза, в 650 сумов. Даже эти цифры выше $50, за которые предприниматели готовы продать редьку за рубеж. При этом они не смогли представить каких-либо документов о заключении договоров с кыргызской стороной. Все выглядит так, будто предприниматели решили выместить на нас обиду за неудачное вложение», — отмечал тогда директор «Узагроэкспорта» по маркетингу и экспорту Султон Назаров.
Нынешним указом требование экспортировать продукцию по ценам не ниже тех, что устанавливает «Узагроэкспорт», отменяется.
Ранее Spot писал, что Центробанк предупредил о возможном росте цен на плодоовощную продукцию в Узбекистане под конец года, так как расширяющийся экспорт может привести к тому, что внутри страны продуктов может станет значительно меньше.