В Узбекистане за последние месяцы упрощены многие процессы для привлечения туристов: разработана единая туристская виза стоимостью $40, ввели электронные визы для зарубежных туристов. С 10 февраля действует безвизовый режим сроком на 30 дней со дня въезда на территорию страны для граждан Южной Кореи, Сингапура, Турции, Израиля, Малайзии, Индонезии и Японии.

Кроме того, иностранных туристов освободили от ответственности за регистрацию. Самостоятельные туристы также могут зарегистрироваться онлайн.

Многие изменения касаются непосредственно мест размещения гостей: так, теперь хостелы могут быть расположены в многоэтажных домах. Ожидается, что это позволит предпринимателям существенно снизить расходы при создании и организации работы хостелов. Также упрощена система сертификации услуг семейных гостевых домов.

Spot поговорил с руководителями хостела, гестхауса и сети отелей о том, как все эти меры отразились на их бизнесе.

Рафаэль Зинуров

Сооснователь Topchan Hostel

— Количество туристов в стране однозначно увеличилось, но гостей в нашем хостеле осталось примерно столько же: около 2000 с января. Во-первых, каждый год открывается несколько новых гостиниц в Ташкенте, конкуренция растет; во-вторых, туриста теперь можно зарегистрировать дома, необязательно останавливаться в гостиницах, как раньше.

Из-за конкуренции гостиницам приходится снижать цены, поэтому средний чек уменьшился в среднем на 20%. Бывали периоды, когда хостелы предлагали скидки до 40%.

Текущее законодательство предполагает дифференциацию туристического налога в зависимости от количества номеров. То есть чем больше номеров, тем больший туристический налог вы выплачиваете. Это неправильный подход, так как в Узбекистане есть небольшие бутик-отели с высокими ценами, но небольшим количеством номеров, и они платят меньший налог, чем хостелы, в которых больше номеров, но цены намного ниже.

Это сильно мешает развитию хостелов и других бюджетных средств размещения. Туристический налог должен быть пропорционален стоимости проживания в гостинице. Чем дороже проживание, тем больше налог.

Год назад гостиницы освободили от бумажной отчетности и перевели всё в электронный формат. Это большой плюс.

Стало больше гостей из стран, для которых ввели безвизовый режим (Таджикистан, Израиль, Южная Корея, Турция и т. д.).

Оцениваем положительно ввод электронных виз. Все эти годы мы боролись за это на различных конференциях и обсуждениях с Госкомтуризма, Олий Мажлисом, МИД. Многие наши предложения были приняты.

Ввод электронных виз и снижение их стоимости — это огромный шаг вперед, мы видим это по реакции наших гостей. Регистрацию в скором времени должны отменить полностью. Во всяком случае, так нам обещали в Госкомтуризма.

Дан хороший старт, главное — не бояться и не останавливаться. Некоторые принятые меры — это скорее полумеры, так что еще есть куда стремиться.

Нужны экспертные советы, также стоит уделить внимание общению с участниками рынка, привлечению иностранных специалистов. Конкуренция растет очень быстро. На рынок уже заходят иностранные инвесторы, открываются гостиницы международных брендов.

Что касается развития внутреннего туризма — здесь еще много работы. Как мне кажется, у нашего народа изначально нет тяги к путешествиям, материальные блага намного важнее. У Госкомтуризма была программа развития местного туризма, но ее результатов пока не видно.

Рухангиз Гулямова

Менеджер гостевого дома Helene Oasis (Бухара)

— Количество гостей в первом полугодии 2017 года достигло 338 человек, в первом полугодии 2018-го — 510 человек.

Средний чек за первые полгода 2017 года составил 57 млн сумов, а в первом полугодии 2018-го года — 146 млн сумов. Но это не значит, что средний чек вырос втрое.

Такая разница наблюдается из-за изменений в правилах оплаты в прошлом году — с 5 сентября гостиницы и другие средства размещения принимают наличную оплату только в сумах, тогда как раньше иностранцы оплачивали проживание только в свободно конвертируемой валюте.

Повлияло также то, что турфирмы заселяли своих клиентов в течение первого полугодия 2017 года, а оплату производили уже во втором полугодии с большим опозданием.

Но в целом, конечно, условия ведения гостиничного бизнеса улучшились за последний год. Например, стало меньше требований в части ведения отчетов. Надеюсь, что вводимые изменения положительно скажутся на туристической сфере.

Павел Вольф

Основатель и руководитель сети отелей и хостелов Art

— Увеличился рост туристов, надеюсь, данная тенденция продлится. У меня загрузка была и так хорошая.

Уровень цен остался примерно на том же уровне. Они вполне адекватные в соотношении с сервисом.

Конкуренция начала расти с появлением большего числа гостей, хотелось бы, чтобы она была качественной. Многие пытаются создать объекты размещения за минимальную стоимость, предоставляя при этом низкий уровень сервиса и комфорта. Как мне кажется, лучше придерживаться немного более высокой цены и при этом оказывать услуги на достойном уровне. Пребывание в дешевом хостеле также может испортить впечатление о стране.

На первый взгляд изменений много, но на практике это особо не ощущается. Немного меньше стало бумажной работы.

Безусловно, введение электронных виз — это огромный шаг к развитию туризма в Узбекистане. Очень правильно, что это делается поэтапно, так как наша страна не справится, если поток туристов резко увеличится.

В краткосрочной перспективе резкое увеличение потока звучит заманчиво, но в долгосрочной перспективе мы можем получить не очень хороший имидж. И не сможем показать миру страну с положительной стороны из-за недостаточно развитой инфраструктуры и нехватки квалифицированных кадров.

То, что страна становится более открытой для гостей из-за рубежа — прекрасно, и я рад, что правительство уделяет больше внимания такой ключевой отрасли, как туризм. Важной задачей в это время считаю не терять голову и не забывать о безопасности. Узбекистан имеет огромное преимущество в регионе благодаря спокойной внутренней обстановке и при упрощении получения виз и въезда в страну могут найтись те, кто захочет дестабилизировать обстановку.

Очень важным инструментом контроля потока приезжающих в страну гостей является система регистрации в отелях и недавно заработавшая система онлайн-базы данных проживающих по всем гостиницам. Хотя многие жалуются, что эта система — лишняя сложность для туристов, не думаю, что ее стоит упрощать.

Для нормального туриста не составит труда собрать регистрационные корешки из каждой гостиницы, а в стране будет сохранена спокойная обстановка. Это очень важно, так как любое малейшее происшествие тут же портит имидж страны и уменьшает поток туристов.

Судя по моим последним поездками Самарканд, связанным с открытием нашего филиала, кажется, внутренний туризм тоже вырос — видел там множество экскурсионных групп, состоящих из наших граждан. И это замечательно, что молодежь начинает узнавать о своей стране не через призму учебников, а посещая объекты культуры и наследия и проникаясь их атмосферой.

Ранее Spot на карточках объяснял, как открыть гостевой дом в Узбекистане.