В Узбекистане за последние месяцы упрощены многие процессы для привлечения туристов: разработана единая туристская виза стоимостью $40, ввели электронные визы для зарубежных туристов. С 10 февраля действует безвизовый режим сроком на 30 дней со дня въезда на территорию страны для граждан Южной Кореи, Сингапура, Турции, Израиля, Малайзии, Индонезии и Японии.
Кроме того, иностранных туристов освободили от ответственности за регистрацию. Самостоятельные туристы также могут зарегистрироваться онлайн.
Многие изменения касаются непосредственно мест размещения гостей: так, теперь хостелы могут быть расположены в многоэтажных домах. Ожидается, что это позволит предпринимателям существенно снизить расходы при создании и организации работы хостелов. Также упрощена система сертификации услуг семейных гостевых домов.
Spot поговорил с руководителями хостела, гестхауса и сети отелей о том, как все эти меры отразились на их бизнесе.
Рафаэль Зинуров
Сооснователь Topchan Hostel
— Количество туристов в стране однозначно увеличилось, но гостей в нашем хостеле осталось примерно столько же: около 2000 с января. Во-первых, каждый год открывается несколько новых гостиниц в Ташкенте, конкуренция растет; во-вторых, туриста теперь можно зарегистрировать дома, необязательно останавливаться в гостиницах, как раньше.
Из-за конкуренции гостиницам приходится снижать цены, поэтому средний чек уменьшился в среднем на 20%. Бывали периоды, когда хостелы предлагали скидки до 40%.
Текущее законодательство предполагает дифференциацию туристического налога в зависимости от количества номеров. То есть чем больше номеров, тем больший туристический налог вы выплачиваете. Это неправильный подход, так как в Узбекистане есть небольшие бутик-отели с высокими ценами, но небольшим количеством номеров, и они платят меньший налог, чем хостелы, в которых больше номеров, но цены намного ниже.
Это сильно мешает развитию хостелов и других бюджетных средств размещения. Туристический налог должен быть пропорционален стоимости проживания в гостинице. Чем дороже проживание, тем больше налог.
Год назад гостиницы освободили от бумажной отчетности и перевели всё в электронный формат. Это большой плюс.
Стало больше гостей из стран, для которых ввели безвизовый режим (Таджикистан, Израиль, Южная Корея, Турция
Оцениваем положительно ввод электронных виз. Все эти годы мы боролись за это на различных конференциях и обсуждениях с Госкомтуризма, Олий Мажлисом, МИД. Многие наши предложения были приняты.
Ввод электронных виз и снижение их стоимости — это огромный шаг вперед, мы видим это по реакции наших гостей. Регистрацию в скором времени должны отменить полностью. Во всяком случае, так нам обещали в Госкомтуризма.
Дан хороший старт, главное — не бояться и не останавливаться. Некоторые принятые меры — это скорее полумеры, так что еще есть куда стремиться.
Нужны экспертные советы, также стоит уделить внимание общению с участниками рынка, привлечению иностранных специалистов. Конкуренция растет очень быстро. На рынок уже заходят иностранные инвесторы, открываются гостиницы международных брендов.
Что касается развития внутреннего туризма — здесь еще много работы. Как мне кажется, у нашего народа изначально нет тяги к путешествиям, материальные блага намного важнее. У Госкомтуризма была программа развития местного туризма, но ее результатов пока не видно.
Рухангиз Гулямова
Менеджер гостевого дома Helene Oasis (Бухара)
— Количество гостей в первом полугодии 2017 года достигло 338 человек, в первом полугодии 2018-го — 510 человек.
Средний чек за первые полгода 2017 года составил 57 млн сумов, а в первом полугодии 2018-го года — 146 млн сумов. Но это не значит, что средний чек вырос втрое.
Такая разница наблюдается из-за изменений в правилах оплаты в прошлом году — с 5 сентября гостиницы и другие средства размещения принимают наличную оплату только в сумах, тогда как раньше иностранцы оплачивали проживание только в свободно конвертируемой валюте.
Повлияло также то, что турфирмы заселяли своих клиентов в течение первого полугодия 2017 года, а оплату производили уже во втором полугодии с большим опозданием.
Но в целом, конечно, условия ведения гостиничного бизнеса улучшились за последний год. Например, стало меньше требований в части ведения отчетов. Надеюсь, что вводимые изменения положительно скажутся на туристической сфере.
Павел Вольф
Основатель и руководитель сети отелей и хостелов Art
— Увеличился рост туристов, надеюсь, данная тенденция продлится. У меня загрузка была и так хорошая.
Уровень цен остался примерно на том же уровне. Они вполне адекватные в соотношении с сервисом.
Конкуренция начала расти с появлением большего числа гостей, хотелось бы, чтобы она была качественной. Многие пытаются создать объекты размещения за минимальную стоимость, предоставляя при этом низкий уровень сервиса и комфорта. Как мне кажется, лучше придерживаться немного более высокой цены и при этом оказывать услуги на достойном уровне. Пребывание в дешевом хостеле также может испортить впечатление о стране.
На первый взгляд изменений много, но на практике это особо не ощущается. Немного меньше стало бумажной работы.
Безусловно, введение электронных виз — это огромный шаг к развитию туризма в Узбекистане. Очень правильно, что это делается поэтапно, так как наша страна не справится, если поток туристов резко увеличится.
В краткосрочной перспективе резкое увеличение потока звучит заманчиво, но в долгосрочной перспективе мы можем получить не очень хороший имидж. И не сможем показать миру страну с положительной стороны из-за недостаточно развитой инфраструктуры и нехватки квалифицированных кадров.
То, что страна становится более открытой для гостей из-за рубежа — прекрасно, и я рад, что правительство уделяет больше внимания такой ключевой отрасли, как туризм. Важной задачей в это время считаю не терять голову и не забывать о безопасности. Узбекистан имеет огромное преимущество в регионе благодаря спокойной внутренней обстановке и при упрощении получения виз и въезда в страну могут найтись те, кто захочет дестабилизировать обстановку.
Очень важным инструментом контроля потока приезжающих в страну гостей является система регистрации в отелях и недавно заработавшая система онлайн-базы данных проживающих по всем гостиницам. Хотя многие жалуются, что эта система — лишняя сложность для туристов, не думаю, что ее стоит упрощать.
Для нормального туриста не составит труда собрать регистрационные корешки из каждой гостиницы, а в стране будет сохранена спокойная обстановка. Это очень важно, так как любое малейшее происшествие тут же портит имидж страны и уменьшает поток туристов.
Судя по моим последним поездками Самарканд, связанным с открытием нашего филиала, кажется, внутренний туризм тоже вырос — видел там множество экскурсионных групп, состоящих из наших граждан. И это замечательно, что молодежь начинает узнавать о своей стране не через призму учебников, а посещая объекты культуры и наследия и проникаясь их атмосферой.
Ранее Spot на карточках объяснял, как открыть гостевой дом в Узбекистане.