Олег Ерёмин, сооснователь сервиса по доставке здорового питания Chekhov Kitchen, собирался стать поваром высокой кухни, затем вместе с партнером вложил $9000 в свой первый тренажерный зал, а через четыре года продал его, чтобы открыть второй — в более высоком ценовом сегменте. Сейчас он ведет видеоблог о бизнесе и готовит к запуску онлайн-сервис по формированию плана тренировок и питания.

Передумал быть дизайнером и стал поваром

Спортом я занимался с самого детства: футболом, баскетболом, в 14 лет начал ходить в тренажерный зал. Через полгода тренировки дали свои результаты: и окружающие, и я начали замечать трансформацию моего тела.

До поступления в колледж я два года готовился стать дизайнером интерьера. Но буквально за неделю до подачи документов передумал и решил, что хочу быть поваром. Наверное, на меня повлиял пример бабушки — она 30 лет проработала в детском саду шеф-поваром.

Меня всё больше увлекала эта профессия, я видел в этом искусство, часто смотрел канал «Телекафе» и вдохновлялся мастерами своего дела. В итоге поступил в Хамзинский колледж сферы услуг.

На втором курсе я отправился на практику в отель Interсontinental. Хотел получать новые знания, учиться у лучших, а деньги для меня тогда были на втором месте. Я был помощником повара в ресторане высокой кухни Allegro, и первые полгода зарплаты у меня не было вообще. У нас была сильная команда иностранных специалистов, за год я сильно вырос. Летом уже мог подменять заместителя шеф-повара на банкетах на 300−400 человек при том, что мне было всего 17 лет.

Сложно было совмещать практику с тренировками. Я вставал рано утром, шел на тренировку (пешком — денег на такси не было), после двухчасовых занятий мчал домой, отдыхал полчаса и ехал на работу в отель. Приезжал домой в два часа ночи. В таком ритме я прожил два года.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Первый бизнес в 18 лет

Как-то один из напарников по тренировкам сказал, что хочет открыть собственный тренажерный зал, но у него не хватает средств. В то время залы можно было буквально пересчитать по пальцам, и я загорелся этой идеей.

У меня были сбережения со времен работы в отеле, кроме того, родители тогда как раз продавали однокомнатную квартиру. Я попросил их проинвестировать в мой первый бизнес около $3000. И очень благодарен им за то, что они меня поддержали, несмотря на то, что мне было всего 18 лет.

Всего у меня на руках было около $4500. У напарника было примерно столько же, но денег нам всё равно не хватало.

Мы нашли местного производителя оборудования — компанию Altima Sport. Договорились взять часть оборудования в рассрочку. Нашли полуподвальное помещение площадью 150 кв. м около завода «Электроаппарат», платили за аренду $300 в месяц.

Сделали небольшой косметический ремонт: бежевая штукатурка, кафельный пол — возможности постелить специальное покрытие у нас тогда не было. Так в 2010 году открылся мой первый зал Weider: товарищ стал соучредителем, а я — директором.

Примерно через полгода я задумался о том, что нужно сделать себе имя — о таком понятии, как личный бренд, тогда еще не слышали. Я решил поучаствовать в соревнованиях и полгода готовился к чемпионату Узбекистана по бодибилдингу 2012 года. Тогда я занял второе место, уступив Михаилу Волынкину, который в этом году стал абсолютным чемпионом международного турнира Arnold Classic среди любителей.

После соревнований огромное количество ребят стало писать мне в соцсетях и приходить тренироваться в наш зал. Благодаря тому, что клиентов стало больше, через год-полтора мы смогли окупить вложенные средства и вышли на прибыль.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Потоп и череда долгов

Зал располагался в подвальном помещении, и однажды во время сильного ливня нас затопило. Воды было по колено, она лилась с лестниц и из окон. Некоторое оборудование покрылось ржавчиной, посыпалась штукатурка со стен, какое-то время мы не работали, что существенно отразилось на бизнесе. Это был четвертый год нашей работы.

Вскоре мой компаньон решил выйти из игры. Я занял у своего тренера деньги, чтобы выкупить его долю — около $7000. Это был большой риск, и я на него пошел. Долг я вернул в течение полугода.

Еще через несколько месяцев я понял, что с этим залом у меня больше нет перспектив. Я такой человек по натуре: всё время хочу улучшать продукт, считаю, что бизнес должен не стоять на месте.

Тогда, в 2014 году, ЗОЖ-индустрия в Ташкенте уже вступила в активную фазу, открывалось много просторных фитнес-залов с хорошим оборудованием. Я решил продать этот зал и открыть новый, более современный и рассчитанный на более платежеспособную аудиторию.

В дело вошел мой друг. Я вложил деньги, вырученные от продажи старого клуба, плюс добавил свои сбережения — всего около $10 тысяч. Партнер вложил примерно столько же.

Мы открыли фитнес-центр ProFitness в более престижном районе — недалеко от рынка Кадышева. У того зала был уже другой уровень: большие витражные окна, хороший ремонт, много света, граффити на стенах, плазменные телевизоры, кондиционеры. Но и аренда была в два-три раза дороже.

Оборудование закупили тоже наше, но уже другой фирмы. Подняли ценник на абонемент. Примечательно, что ни с первым залом, ни со вторым у нас не было рекламы — работало только сарафанное радио.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В том районе это был самый современный в плане технической оснащенности зал, клиентов было достаточно. Мы окупили вложения спустя год. К нам приходило много людей, и парней, и девушек, и в какой-то момент нам просто стало не хватать места. Зал располагался на втором этаже, и тогда мы решили занять и первый этаж тоже. Начали реинвестировать прибыль в оборудование там женского зала, но средств не хватало.

Чтобы оснастить первый этаж, нам потребовались достаточно большие средства: я вложил около $10 тысяч. Из них $4000 мне пришлось занять у знакомого. В банке мне не давали кредит, так как не было машины или другого залога.

Проценты были довольно большие: я отдавал каждый месяц 10%, то есть $400. На то, чтобы закрыть долг, ушло около 8−10 месяцев.

Вложения до конца так и не окупились, и эти несколько месяцев стали для меня очень сложными. Я взял рассрочку по аренде, чтобы выплачивать проценты по долгу. Долг по аренде навалился, когда я уже закрыл проценты, денег снова не хватало.

Тогда же мой соучредитель собрался переезжать в другую страну, и мы решили продать зал на первом этаже. Чтобы выкупить долю партнера, пришлось снова залезть в долги. Прибыли не хватало, чтобы их выплачивать.

Как раз в то время у нас появился серьезный конкурент: буквально в 200 метрах от нас открылся новый большой зал, уровень там был на порядок выше, чем у нас, а абонемент дешевле. Около 40% клиентов перешли к ним.

Параллельно стали открываться и другие залы — это был 2016 год, фитнес-клубы появлялись как грибы после дождя, пришла мода на ЗОЖ. Я решил продать клуб, рассчитаться с долгами и попробовать себя в чем-то другом.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Несмотря на то, что тогда мой спортивный проект закрылся, сейчас мне снова удалось вернуться к этой теме. Готовится к запуску мой первый IT-проект 4fit.uz. Это онлайн-сервис для людей с любым уровнем физической подготовки, где за 290 тысяч сумов в месяц можно приобрести подходящую программу домашних тренировок и план сбалансированного питания на месяц с рецептами.

В личном кабинете можно будет отслеживать изменение своих показателей и параметров. На связи всегда будут тренера, диетологи и админстраторы. Чтобы начать тренироваться, даже не нужно будет выходить из дома — можно оплатить тренировки через Payme или Click и сразу приступить к занятиям.

Инвестиции в этот проект уже составили около $3500−4000, но это не предел: понадобятся еще вложения для проведения конкурсов в социальных сетях.

Chekhov Kitchen

После закрытия зала мне срочно нужно было придумать, чем заняться — на мне была вся семья и стоять на месте было нельзя. Я мониторил российские и зарубежные сайты, искал интересные идеи для бизнеса. Заметил, что на рынке России много сервисов по доставке здорового питания. У нас тоже был такой сервис — у ресторана Razzione, но потом он закрылся.

Я умел готовить, а у моей жены, с которой мы познакомились во время работы в отеле, был опыт администрирования. Я читал много книг по диетологии, а впоследствии полетел в Москву и прошел курс в школе доктора Ковалькова.

Думая о создании сервиса по доставке здорового питания, я понимал, что мы не первые, но видел боль клиентов: еда в Razzione была очень простой, домашней. Я же хотел реализовать другую бизнес-модель: доставку сложных, многокомпонентных блюд из меню здорового питания с ресторанной подачей. Скажем, не обычная куриная грудка, а куриный рулет со шпинатом.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

С руководством Chekhov Sport Club я был знаком давно: еще во время работы в моем первом клубе я решил устроиться сюда тренером. Я сделал это не ради денег, а ради опыта, нетворкинга, общения с профессионалами. Работал через день, было много клиентов, и через какое-то время мой собственный бизнес из-за этого стал сдавать обороты. Я ушел, но остался в отличных отношениях с руководством сети.

Поэтому, когда встал вопрос о выборе партнера для основания сервиса здорового питания, я сразу подумал именно об этой компании. Оказывается, руководство уже даже когда-то задумывалось о такой возможности. Я подготовил хорошую презентацию и бизнес-модель, организовал дегустацию приготовленных мною блюд. Идея понравилась, и мы решили запускать проект.

Со своей стороны я вложил средства от продажи тренажерного зала. В компании два соучредителя: представитель с моей стороны и соучредитель со стороны Chekhov. Мы взяли в аренду помещение под кухню, нашли поставщиков оборудования, набрали курьеров и администраторов. Помимо этого, партнеры из Chekhov помогли реальными кейсами наладить работу в команде, к примеру, меня научили, как правильно мотивировать сотрудников.

Параллельно начали искать производителей упаковки: у нас очень безопасные контейнеры из алюминия, без каких-либо красителей. Столовые приборы и влажные салфетки было решено привозить клиентам не в простых прозрачных пакетиках, а в фирменной упаковке. Заказали брендированные термо-сумки и крафт-пакеты, напечатали меню на день, которое прилагаем к каждому заказу.

Мы запустили демо-версию сервиса: стоимость доставки тогда составляла 50 тысяч сумов, что было дешевле, чем в Razzione, но выглядело гораздо дороже. В первую неделю на нас обрушился шквал заказов. Сотрудники не справлялись, приходилось самому и готовить, и развозить заказы.

Сейчас стоимость самого низкокалорийного рациона — 65 тысяч сумов. При сравнительно небольшой маржинальности наши вложения окупились в течение года.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

У нас нет меню на неделю, по сути, клиент не знает, какой рацион его ждет сегодня. Это связано с тем, что мы постоянно экспериментируем, ищем новые сочетания продуктов. При этом контроль качества очень серьезный: мы делаем закуп в сети korzinka.uz или на рынке всего на один день и принципиально не готовим из вчерашних или замороженных продуктов.

Каждый день формируется список заказов, повара готовят ночью, а уже с шести утра курьеры начинают доставку. В среднем у нас 60−70 заказов в день, в зимнее время немного больше.

В самом начале нашими клиентами были в основном клиенты сети Chekhov — у нас было много рекламы в клубах, как печатной, так и устной, исходящей от тренеров. Потом стали подтягиваться знакомые клиентов и их знакомые, сработало сарафанное радио. Ну и, конечно, самыми сильными рекламными инструментами стали Facebook и Instagram, у нас есть команда SMM-специалистов, занимающихся продвижением сервиса.

В ближайшее время у нас откроется новый клуб Chekhov Yulduz, на его территории будет располагаться кафе здорового питания и большая, на 120 кв. м, кухня. Двери нового кафе будут открыты не только для клиентов сети Chekhov, но и для всех желающих. Там будет много нововведений: полезные десерты, детское меню, меню для вегетарианцев и веганов, блюда станут еще сложнее, откроется детская площадка.

С открытием новой кухни планируем дойти до 100 заказов в день по линии Chekhov Kitchen, срок ставим до Нового года.

«Точка Старта»

Я — человек, который сделал себя сам. Некоторые люди в моей жизни сильно тянули меня вниз, и тогда я понял, что нужно окружать себя сильными личностями. Хотелось общаться с предпринимателями, с успешными людьми, подпитываться их энергетикой и отдавать им свою.

Так ко мне пришла идея создать свой видеоблог: я приглашаю на интервью предпринимателей и бизнесменов, устраиваю акции и конкурсы для подписчиков, узнаю у успешных людей их реальные кейсы.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас я активно работаю над созданием личного бренда, в этом мне помогает команда Self Power Brand. Ребята занимаются видеосъемками, монтажом, ведут мои социальные сети, предоставляют оборудование для съемок.

У нас в стране уже есть популярные развлекательные каналы, такие как Go.uz и Troll.uz, люди охотно их смотрят. С темой бизнеса всё обстоит по-другому. Но это не только у нас так, в России бизнес-блогерам тоже бывает сложно: аудитория с небольшим достатком зачастую предвзято относится к тем, кто уже чего-то добился, не верят, что так может каждый.

В месяц я трачу $100−200 на рекламу в Instagram и столько же на продвижение в Facebook.

За три месяца эти деньги полностью окупили себя, но не в финансовом плане: они помогли найти много новых друзей, обзавестись связями, увеличить органический прирост целевой аудитории канала и в социальных сетях.

Сейчас канал для меня — это и не бизнес и не хобби. Это — нетворкинг. Пока я не задумывался о его монетизации, хотя примерно представляю, как на этом можно было бы заработать, например, делать нативную рекламу.

Отказали мне в интервью только однажды. Предприниматель тогда сказал, что он не верит в перспективы бизнес-блогинга в Узбекистане по причине низкой скорости интернета и качества подключения. Люди не готовы тратить дорогой трафик на такие вещи.

Проблема такая, конечно, есть… Но сейчас президент со своей командой начали действительно работать как в этом направлении, так и во многих других. Бизнесу стало легче дышать, легче развиваться, но работы всё равно предстоит еще много.

Лично мне как бизнесмену хочется одного — чтобы в правительстве стали больше уважать предпринимателей, чтобы поняли, что на них держится страна. Для бизнеса нужно создавать еще больше условий, тогда и предприниматели смогут создавать условия для населения — и рабочие места, и возможности для самореализации, и качественные товары и услуги.