Группа Всемирного банка проконсультирует правительство Узбекистана по вопросам реформы авиационного сектора, говорится в сообщении организации на Facebook.
В августе Группа Всемирного банка (ГВБ) и Государственный комитет по инвестициям подписали соглашение, направленное на всестороннее консультирование властей по вопросам модернизации национального сектора гражданской авиации.
«Впервые в истории двустороннего сотрудничества между ГВБ и Правительством Узбекистана было заключено соглашение о предоставлении консультационных услуг на возмездной основе», — отмечается в сообщении.
ГВБ сформулирует рекомендации для выработки государственной политики в секторе управления гражданской авиации и улучшения ряда аспектов ее функционирования, включая институциональную, финансовую и организационную структуры.
Рекомендации также затронут вопросы привлечения частного сектора в развитие инфраструктуры аэропортов Узбекистана и их управление. С целью осуществления данных задач, ГВБ будет работать в тесном сотрудничестве с Национальной авиакомпанией (НАК) «Узбекистон хаво йуллари», заинтересованными министерствами и ведомствами, а также частным сектором.
«Ограниченная пропускная способность и высокие затраты на стоимость инфраструктуры аэропортов делают рейсы в Узбекистан и обратно очень дорогостоящими для пассажиров. Эти факторы препятствуют появлению иностранных авиаперевозчиков на местном рынке», — говорится в сообщении.
С 2010 года сектор воздушного транспорта Узбекистана ежегодно рос всего лишь на 2%. Этот показатель является самым низким в регионе по сравнению с соседними странами.
Для сравнения, сектор воздушного транспорта в Казахстане ежегодно увеличивался на 10%. В Узбекистане осуществляют деятельность 15 международных авиаперевозчика. Однако, НАК обслуживает 75% всего пассажирского потока в стране.
«Для извлечения выгоды из своего стратегического расположения в сердце Центральной Азии, Узбекистану необходимо значительно усовершенствовать транспортную взаимосвязанность с соседними странами и другими регионами мира», — считают в банке.
Высокие транспортные расходы и удаленность от главных экономических центров мира ограничили возможности Узбекистана в реализации своего крупного сельскохозяйственного потенциала, а также ограничивают экспорт его продукции на крупные рынки Европы и Китая.
Несмотря на размеры территории страны и привлекательность ее исторического культурного наследия сектор туризма все еще не функционирует на достаточную мощность.
Это также связанно с отсутствием эффективной системы авиасообщений, способной обеспечить удобную и приемлемую по цене перевозку иностранных туристов.
Так, в 2017 году в Узбекистан посредством воздушного транспорта прибыло около 2,8 млн посетителей. Для сравнения, Грузия с населением в 3,5 млн человек, что почти в 9 раз меньше числа проживающих в Узбекистане, в год принимает по воздуху такое же количество посетителей.
«Сектор гражданской авиации является одним из приоритетных направлений для правительства Узбекистана, учитывая его значимую роль в стимулировании экономического роста и раскрытии туристического потенциала страны. С отменой визового режима для большого числа государств ожидается рост туристической индустрии. Страна также устраняет барьеры для международной торговли. Однако, в настоящее время нынешний объем воздушных перевозок не отвечает растущему спросу из-за отсутствия конкурентной среды в секторе гражданской авиации», — отметил Хидеки Мори, Глава Представительства Всемирного банка в Узбекистане.
Ранее Spot писал, что Узбекистан готов отдать в частные руки авиалинии, но не золото и нефть. Тогда тоже сообщалось, что консультировать правительство будет Всемирный банк — работа будет вестись над демонополизацией авиарынка.
В Узбекистане Всемирный банк реализует 18 проектов на общую сумму более $3,3 млрд. Они вносят вклад в реализацию макроэкономических реформ, развитие сельского хозяйства и управления водными ресурсами, секторов энергетики, транспорта, здравоохранения, образования, городского развития, водоснабжения и санитарии.
Консультационные услуги на возмездной основе (КУВО) — это программы, которые Всемирный банк предлагает своим клиентам в странах со средним и высоким уровнем доходов. В отличие от кредитных продуктов, КУВО представляют собой инструмент, разработанный с целью оказания конкретного содействия клиентам, отвечающим установленным критериям и испытывающим потребность в услугах, которые не могут быть полностью профинансированы в рамках программы Банка в соответствующей стране.