Уже больше недели пользователи Facebook в Узбекистане сталкиваются с проблемами с доступом к социальной сети. В работе Facebook происходят масштабные сбои, одним из эпицентров которых стал Ташкент.

На этом фоне резко возрос интерес к VPN-приложениям: так, VPN Proxy Master за несколько дней стал самым скачиваемым приложением в Узбекистане для iOS. Сейчас, по данным сервиса Downdetector, проблем с Facebook в Узбекистане почти нет. Пресс-служба «Узбектелекома» опровергла информацию о блокировке соцсети в стране, представители Мининфокома ситуацию пока не прокомментировали.

Spot поговорил с профессионалами, бизнес которых связан с услугами продвижения в социальных сетях, о том, как неполадки отразились на их работе и как они решали проблему с доступом к Facebook.

Искандер Хаитбаев

Основатель и директор агентства X Marketing

— Впервые неполадки в работе Facebook были замечены в ночь с третье на четвертое сентября. Первый день был выжидательный, так как всё выглядело как обычный сбой в работе сети, который периодически возникает на любой из платформ. На данный момент у нашей команды не возникает проблем с доступом к Facebook.

Проведя аналитику восьми самых активных страниц наших партнеров, мы сформировали несколько основных выводов.

Во-первых, в первые три дня после начала проблем с доступом к Facebook мы наблюдали резкое падение охвата публикаций, но с каждым следующим днем охват постепенно восстанавливался и до сих пор стремится к показателям «докризных дней» (VPN — наше всё).

Во-вторых, если говорить о платном охвате аудитории Facebook, то для нас цена платного охвата одного пользователя в среднем возросла на 35%. Это связано с тем, что количество рекламодателей и, соответственно, рекламных постов изменилось незначительно, а количество пользователей Facebook в данный период времени уменьшилось.

В связи с этим Facebook увеличил цену за каждый показ любой платной публикации.

В заключение также можно сказать, что с тех пор, как начались проблемы в Facebook, средний охват публикаций в Instagram увеличился на 40%.

Александр Майков

SMM-специалист

— Третьего сентября, когда заметил неполадки, сначала подумал, что это проблемы с интернетом. Сидел ждал, но потом стало ясно, что это не только у меня.

Еле-еле, «на коленках» загрузили посты, потом через два дня в надежде выпустили еще несколько, но, к сожалению, я даже не мог сказать, загрузились они или нет. Вроде появились в ленте, потому что Facebook ночами лучше работает — видимо, когда нет нагрузки. В четыре утра, например, нормально отображается лента, можно зайти на страницу и, если повезет, сделать публикацию. В последние дни FB стал работать более-менее хорошо, сейчас открывается через раз.

Мы немного приостановили стратегии по большинству проектов, потому что не все их можно развивать на других платформах. Есть пара имиджевых, для которых Facebook обязателен. Например, мы работаем с Maryam Dessert House, там вполне достаточно Instagram: 20 тысяч подписчиков, он живой, в основном запросы клиентов идут оттуда. Для других проектов Facebook нужен.

Рекламный кабинет не открывается, в эти дни мы не запускали рекламу. Судя по слухам (и это логично), из-за того, что какая-то часть людей не может зайти в FB, реклама стала дороже. Мы просто неделю не запускаем рекламу, не тратим свои нервы и не тратим деньги заказчиков.

Пока работаем только с Instagram и Telegram, на них надеемся. Facebook важен в плане таргетинга, он хорош тем, что там аудитория намешана: есть и очень молодые ребята, и люди постарше. У разных проектов разные целевые аудитории, в других соцсетях мы не найдем такого состава.

Если вдруг Facebook совсем перестанет работать, более молодежные проекты мы переведем в Instagram, «ВКонтакте», а с проектами, рассчитанными на более взрослую аудиторию, либо перестанем работать, либо будем работать в «Одноклассниках» (но, если честно, не хочется с этим связываться).

Проблема в том то, что пока аудитория, которая сидела исключительно в Facebook, поймет, что надо перейти в другие соцсети, пройдет приличное время.

Но я уверен, что Facebook скоро заработает, это не блокировка. Я думаю, у нас все-таки не так всё плохо в стране, чтобы просто молча заблокировали. Но не нравится этот блэкаут в том плане, что никто не говорит, в чем дело: ни американские СМИ, ни пресс-cлужба Facebook. А так, думаю, скоро всё нормализуется.

Самира Асланова

Cоучредитель рекламного агентства 8Bit

— Ситуация с Facebook для меня была как гром среди ясного неба. По привычке с утра зашла в мессенджер Telegram и начала читать ночные обсуждения в своей группе «SMM-щики Ташкента». Многие SMM-специалисты были ошарашены, когда не смогли закинуть пару объявлений утром пятого сентября. Обсуждений было много. Многие копались в деталях, не решая текущие задачи.

Для многих наших проектов FB — основная площадка для коммуникации, поэтому мы начали пробовать разные способы доступа в социальную сеть. В полдень удалось найти способ минимального доступа, но FB был как пустыня. Впервые тихий и спокойный.

К сожалению, платная реклама утверждается очень медленно, а порой и вовсе не утверждается. Реклама обходится значительно дороже, несмотря на снижение количества аудитории. Просто деньги на ветер.

Через пару дней, вечером шестого решили подготовиться к интеграции наших проектов в другие социальные сети, такие как «ВКонтакте» и Twitter. Также активно фокусируемся на Instagram и вкладываем туда большую часть рекламного бюджета.

На данный момент мы всё еще «оплакиваем» столь функциональную «землю» работы. Однако надеемся на хорошие новости.

Денис Алещенко

Основатель и руководитель креативного агентства «Безлого»

— И снова третье сентября — именно в этот день произошел первый краткосрочный сбой Facebook в Узбекистане. Пятого уже практически не было доступа с большинства провайдеров. О причинах можно только догадываться.

Я давно хотел отдохнуть от FB. Вот и настал день, когда два-три часа вернулись в копилку.

На работе со страницами в конкретной соцсети это, конечно, отразится. Контент будет выходить реже, а пользователей станет меньше. VPN тоже не вечен. И его час наступит, если это решили сделать всерьез и надолго. А пока многие пользователи, использующие этот сервис, будут иметь доступ к FB, к своим профилям и бесконечной ленте разнообразного контента.

Есть ли альтернативы? Хороший вопрос. Социальные сети занимают одну из лидирующих позиций по сжиганию времени. У людей уже сформировалась привычка прокачки большого пальца. Появятся новые локальные ресурсы или же вернемся к старым. А пока это мессенджеры, Instagram, YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассники».

Мне и самому интересно, что будет делать взрослая успешная часть общества, которая использовала FB-пространство как основной канал общения с миром, какую они выберут замену. Наверное, начнут еще больше читать. Или введут лицензию на использование VPN за n-ое количество денег в год. Это сейчас часто проскальзывает в разных сферах.

Что касается бизнеса на соцсетях с вывеской SMM по линии FB: ни для кого не секрет, что в самом начале зарождения этого вида услуги в 2010 году мы решили его глобально не использовать и не привязаны к нему как к основному источнику дохода.

Пока есть возможность использования частных серверов, страницы некоторых клиентов будут вестись. Все остальные ресурсы пока доступны. Кто-то начнет переводить основной контент в Instagram, у кого не было там профиля — его уже начали заводить и вести активное продвижение.

То, что произошло с FB, может произойти с любой соцсетью. Вернемся тогда в эпоху «Одноклассников». Это будет весело.

Может, это начало заката эпохи SMM в Узбекистане на американских соцсетях и начало расцвета истинного диджитал-рынка в стране. Поживем — узнаем. Вариантов продвигать бизнес в сети — огромное количество.

Более серьезная проблема, которая коснется меня и многих людей — это регистрация во многих сервисах посредством данных FB-профиля. У многих людей FB уже стал неким цифровым паспортом. Но это тоже поправимо, хотя, конечно, займет какое-то время.

Если же всё будет именно так пессимистично, как я описал, то следует поблагодарить за это время, проведенное в FB. Ведь именно благодаря этому инструменту мы начали получать профессиональную информацию и заводить контакты с людьми из нашей профессии, которые достигли больших успехов. Первые менторы и наставники появились именно во время зарождения узбекистанского сегмента Facebook. Тогда он был намного чище и полезнее.