С 12 сентября Facebook в Узбекистане снова работает стабильно. Ранее в работе соцсети наблюдались масштабные сбои, одним из эпицентров которых стал Ташкент.
Пользователи сталкивались с проблемами с доступом с 3 сентября. Представители SMM-бизнеса тогда сообщили, что из-за этого упал охват публикаций, и в целом отметили негативные последствия блэкаута.
Spot поговорил с руководителями онлайн-магазинов о том, как более чем недельные неполадки в работе Facebook сказались на объемах продаж и какую роль эта социальная сеть играет в продвижении.
Основатель интернет-магазина LaTienda
— Конечно, для интернет-магазинов более эффективно продвижение онлайн, нежели оффлайн: не факт, что потенциальный клиент зайдет на ваш сайт, увидев билборд на улице, а вот на рекламу в Facebook, Instagram, Telegram он с большой вероятностью кликнет.
В Facebook это очень хорошо работает, потому что там намного выше процент аудитории, которая привыкла покупать онлайн. Поэтому в основном мы работаем с Facebook, он приносит нам почти 90% продаж. Этот объем мы и потеряли, когда начались неполадки.
В качестве запасного варианта думаем переносить активность либо в Twitter (потому что там тоже очень много аудитории из Узбекистана), либо в Instagram, либо в YouTube. Это три основных варианта.
Сбой был со стороны Facebook, поэтому мы ничего не предприняли — ждали, когда они устранят неполадки. Если бы проблема была на стороне Узбекистана, мы бы решили, что выхода нет и пора переходить на другие площадки.
Пока продаж не было, решали другие задачи, например, налаживали работу отдела продаж.
Кирилл Альтман
CEO онлайн-магазина Days
— Для нас Facebook — это способ привлечения трафика, а не инструмент продаж как таковых, так что уровень продаж от него не зависит напрямую. В Days Facebook генерирует примерно 30% трафика.
В первые дни неполадок трафика стало вполовину меньше (были сбои и с Instagram тоже), потом всё нормализовалось.
Но народ в общем-то быстро садаптировался с VPN.
С началом неполадок ничего не предприняли. Изучали вопрос, искали альтернативные источники привлечения трафика — Telegram, пиар-материалы, оффлайн-реклама.
Азамат Шамузафаров
Менеджер по продукту интернет-магазина Bulavka.uz
— У нас большая часть заходов на сайт и продаж идет от поисковиков. На Facebook приходится примерно 15−20% продаж.
Продажи немного упали, но не так, чтобы всё стало плохо. Мы несильно это заметили отчасти потому, что в этот период, после начала учебного года, всегда идет падение продаж, так как все деньги уже потрачены.
Так как неработающий Facebook несильно ударил по нашему карману, какой-то специальной альтернативной стратегии нет было. Сосредоточились на Instagram, больше давали рекламу там. После последних изменений там сильно упали показы, но его хотя бы пока не блокируют.
Также думаем о том, чтобы обращаться на тематические сайты за публикацией статей или акций. Это значительно дороже, чем реклама в FB, но аудитория более целевая. Такие публикации разумно делать два-три раза в год, иначе это слишком дорого.