В 2017 году Innovo.tech планировала производство беспилотных летательных аппаратов, но из-за сложностей в законодательстве переключилась на разработку IT-решений. Одним из первых проектов стал Tasnet — общественный Wi-Fi с бесплатным доступом для пользователей.
О способах монетизациях и планах по масштабированию Spot рассказал директор компании и разработчик Марат Муслимов.
Всё начиналось с беспилотников
Компанию учредила в 2017 году East-West Engineering, которая проектирует объекты промышленной инфраструктуры. Мы собирались производить беспилотные летательные аппараты и программное обеспечение для них, но ограничения в регулировании сферы очень жесткие.
Мы пытались способствовать изменениям, чтобы производители БПЛА могли на льготных условиях получить площади для сборки, участвовать в ГЧП-проектах, обсуждать изменения в законах. Отправляли письма, предложения, но пока безрезультатно. Так что решили сосредоточиться на IT и в ноябре 2017 года стали резидентами Мирзо-Улугбекского инновационного центра.
Одной из перспективных ниш на рынке была услуга «хот-спот» — место, где можно получить доступ к Wi-Fi. В Узбекистане пока мало местных и зарубежных игроков, которые и устанавливают оборудование, и разрабатывают программное обеспечение, и размещают рекламу, так что конкуренции особо нет.
Мы предвидели, что в Узбекистане будет принят законодательный акт по регулированию этого направления. Что и произошло в июле, когда закрепили возможность предоставления интернета посредством авторизации через SMS.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Старт: 4000 подключений
Tasnet мы начали разрабатывать в начале года, а 30 августа запустили первую точку бесплатного Wi-Fi на улице Сайилгох, по-народному, Бродвей. На разработку и оборудование ушло 50 млн сумов, дальше затраты составят 10 млн в месяц на интернет, зарплату сотрудникам, SMS и прочее.
Есть два вида монетизации: размещение рекламы, которую будут видеть пользователи, и предоставление оборудования для Wi-Fi в аренду кафе, паркам, гостиницам и другим партнерам.
Они тоже смогут размещать рекламу, например, в ресторанах — рекламировать службы такси, в спортзалах — здоровое питание. На этапе тестирования в июле мы запустили услугу в ресторане Level и на Ташкентской телебашне. В день подключались около 100 человек.
Рекламу мы пока ротируем бесплатно, это ролики наших ключевых партнеров RC Cola и фитнес-центра OZone. В течение этого месяца будем собирать статистику и на основе этих данных рассчитаем стоимость показа.
Тарифы на сервис и аренду оборудования для бизнеса зависят от тарифного плана и процентного владения рекламной площадкой. Цены могут начинаться от 150 тысяч сумов в месяц.
За первые шесть дней услугой воспользовались 3000 человек. Суточные посещения растут, хотя мы думали, что пик будет именно в праздники. На сегодня количество подключений превысило 4000.
Средняя проходимость на Бродвее — 1,5 тысячи человек в день, в праздники — до 3 тысяч, из них 50%, по нашим расчетам, будет подключаться к Wi-Fi. Главным образом рассчитываем на молодежь и туристов.
Фото: facebook.com/tasnet.uz
Бродвей мы выбрали среди нескольких локаций, предложенных хокимиятом Ташкента (были также варианты Монумент Мужества, площадь Дружбы народов). Раньше эта улица была популярна у жителей и гостей столицы, мы хотим возродить интерес к этому негласному центру города.
Пять процентов рекламы будет занимать социальная реклама хокимията, в основном о туристических достопримечательностях города и страны.
На прибыль планируем выйти на второй год. К этому времени постараемся охватить большую часть Ташкента, чтобы привлечь больше рекламодателей.
Как это работает
При подключении открывается окно авторизации, и пользователь вводит имя, номер телефона, возраст (последнее нужно, чтобы показывать максимально таргетированную рекламу). После просмотра 15-секундного рекламного ролика пользователю придет SMS с кодом для авторизации.
Многие зарубежные провайдеры пользуются SMS-идентификацией для подтверждения личности. Можно привязать авторизацию и к паспорту, но не каждый носит его с собой, а номер телефона в большинстве случаев оформлен на владельца паспорта. В дальнейшем планируем внедрить авторизацию через телефонный звонок.
Чтобы предоставлять Wi-Fi туристам, у которых нет возможности купить SIM-карту, мы планируем ввод ваучеров с кодом доступа. Партнеры могут делать их бесплатными или платными.
Система авторизации единая, то есть где бы пользователь ни находился система его распознает — не придется повторно подтверждать номер. Это выгодно и рекламодателю — в любом месте он может показать рекламу, ориентированную на пользователя.
Бесплатный доступ предоставляется на полчаса, чтобы пользоваться дальше, нужно просмотреть еще один рекламный ролик. Коммерческие точки, которые арендуют наше оборудование, могут регулировать это время на свое усмотрение.
Фото: facebook.com/tasnet.uz
При раздаче интернета будет работать система очередей: когда человек открывает страницу, он получает максимальную скорость, но если человек начнет качать что-то, скорость будет урезаться. Однако при использовании торрентов скорость останется максимальной до того момента, пока канал не будет загружен. Так на небольшом канале мы предоставляем комфортные условия для пользователей.
Сейчас скорость внешнего канала — 40 Мбит/с, в зоне Tas-IX — 100 Мбит/с, этого достаточно для старта. В день запуска мы собирали фидбек у пользователей на предмет качества связи и удобства подключения. Все опрошенные были удовлетворены, многих удивила скорость. Негатив в основном пока всплывает в социальных сетях.
1 и 2 сентября часть команды занималась тестированием непосредственно на Бродвее, другая сидела в офисе и исправляла найденные ошибки. В основном были проблемы в визуальной части. Сам сервис, точки доступа и интернет работали исправно.
Разработка ПО и оборудование
Разработку основного модуля начали в марте. Конечно, изучали зарубежные аналоги, думали приобрести, но по техническим требованиям ни один из них не подошел.
Лидер в этой сфере на рынке СНГ — дочерняя компания «Яндекса» Hot Wi-Fi. Но они заточены под российское законодательство и реалии, мы же разработали продукт специально для нашей страны.
На первых порах я вел разработку один, позже подключились еще два специалиста. Альфа-билд был готов уже в мае, но на доводку рекламного модуля ушло три месяца.
Главной целью и в то же время проблемой была реклама с таргет-привязкой. Грубо говоря, система должна определять пользователя, еще ничего о нем не зная.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Были проблемы и с видеорекламой: при низкой скорости интернета реклама долго подгружалась. Поэтому мы реализовали показ видео посредством стриминга, так, например, работает YouTube.
Оборудование мы используем американское. Каждая точка стоимостью примерно 2,5 млн сумов способна обслуживать до 250 человек.
Оборудование работает на технологии Mesh, которая позволяет подключить одну точку к сети и с нее раздать интернет нескольким точкам — это напоминает паутину. Таким образом не снижается скорость и не уменьшается радиус действия.
Планы: выпустить приложение и охватить туристические центры
В планах создать собственное мобильное приложение, в котором будут показаны точки доступа, и пользователю уже не надо будет авторизоваться для подключения.
Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными рекламодателями — арендаторами торговых павильонов в ТЦ «Пойтахт». Такая реклама удобна с точки зрения маркетинга, так как пользователь гарантированно увидит рекламу. Но у нас не будет жесткой привязки к просмотру, как в России, где пользователю нужно повернуть телефон, чтобы система понимала, что пользователь смотрит рекламу.
Следующая цель — запустить Wi-Fi в общественном транспорте, планируем начать с популярных маршрутов автобусов. Также есть возможность устанавливать оборудование в зонах отдыха.
Нашу систему хотят хотят внедрить во всех филиалах коворкинг-центра Ground Zero. В ближайшее время начнем работать в Джизаке, дальше думаем охватить крупные туристические центры — начнем с Самарканда и Бухары.