В Ташкенте прошла международная конференция «Рынок капитала Узбекистана», организованная группой компаний Cbonds.
Компания уже проводила конференции в Узбекистане в 2006 и 2007 годах. Спустя 11 лет Cbonds решили, что пришло время заново открыть рынок капитала страны. В том числе и потому, что стратегией развития Узбекистана на 2017−2021 годы предусмотрен рост рынка ценных бумаг.
«Во время таких серьезных изменений появляется уникальный шанс воспользоваться открывающимися возможностями», — считают в компании.
Конференция задумана как мостик, соединяющий финансовый рынок Узбекистана с рынками соседних стран — Казахстана, России — и глобальным рынком, сказал гендиректор Cbonds Сергей Лялин. Он также отметил, что сложилась интересная ситуация: вне Узбекистана позитив по поводу экономического развития и развития рынка капитала сильнее, чем изнутри.
«Узбекистан — страна безграничных возможностей. Сейчас есть предпосылки, чтобы начался период бурного экономического роста. Этот рост невозможен без привлечения капитала в формате долевого финансирования, долгового финансирования на внутреннем и внешних рынках. Возможна ситуация, когда рост может оказаться быстрый и внушительный, как это было в России в начале 2000-х годов. Тогда рынок облигаций каждый год удваивался», — сказал Сергей Лялин.
Глава Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг Баходир Атаханов отметил, что в послании президента в прошлом году было озвучено, что для развития фондового рынка в первую очередь необходимо пересмотреть деятельность регулятора, его структуру и систему регулирования фондового рынка в целом. Центр работает над этим.
В частности, в правительство внесен проект изменений в закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров».
Он предусматривает несколько важных изменений — переход на электронное голосование, оплата дивидендов через центральный депозитарий, введение новых инструментов, связанных с облигациями — субординированные и биржевые. Кроме того, регулятор пересматривает ограничения по корпоративным облигациям.
«Ожидаем, что все эти изменения дадут толчок к развитию. Мы прорабатываем всю законодательную базу, чтобы выявить недостатки — двоякий смысл, неточности — и устранить их», — сказал Баходир Атаханов.
Гендиректор Центра по координации рынка ценных бумаг также рассказал об основных финансовых инструментах. Развитие получают опционы, сейчас регулятор обсуждает с акционерными обществами шаги, которые помогут активизировать этот инструмент. Кроме того, перспективу для развития имеют инвестиционные паи.
Инфраструктурные облигации, по его словам, не получили своего развития, хотя как альтернатива корпоративным облигациям были предусмотрены законом много лет назад.
Баходир Атаханов также упомянул о первом в истории страны IPO. Государство решило уменьшить свое участие в экономике. Раньше, как правило, предприятия приватизировались стратегическими или иностранными инвесторами.
По мнению главы центра, IPO прошло успешно, несмотря на имевшие место недостатки в организации. Общество смогло за два месяца привлечь 2,5 млрд сумов. Также более двух тысяч новых людей пришли на фондовый рынок. Теперь этот инструмент стал самым активным, а его котировка и ликвидность — самыми высокими.
Говоря о рынке корпоративных облигаций, спикер подчеркнул, что сделки с облигациями происходят, но их очень мало. В 2006 году были установлены ограничения, которые стали первым сигналом, чтобы рынок приостанавливался.
В 2005—2006 годах Узбекистан был лидером среди стран СНГ по выпуску облигаций. Появилось 100−150 новых эмитентов. Но развитие рынка — не только предоставление максимума возможностей предпринимателям по привлечению средств, считает эксперт. Это еще и защита инвесторов.
«Конечно, нужно думать не о том, как дать возможность всем выпускать облигации, а о том, что произойдет, если этот предприниматель окажется не совсем порядочным. Тогда решили установить жесткие требования: это обязательная деятельность и рентабельность не менее трех лет, наличие рейтинговой оценки, аудиторское заключение. Полагаю, что палку просто перегнули. Эти требования привели к уменьшению количества компаний, которые им соответствовали. Немаловажно, что сейчас только акционерные общества могут выпускать облигации. После этих событий началась затяжная пауза», — отметил спикер.
Представитель Министерства финансов Темур Малик Нарзикулов рассказал, что правительство намерено выпускать евробонды в долларах США, а полученные средства пойдут на инфраструктурные проекты и инвестпроекты стратегического значения. Он также подчеркнул, что средства от размещения суверенных облигаций Узбекистан не намерен использовать для покрытия дефицита бюджета.
Гендиректор Freedom Finance Тимур Тулов выразил восхищение изменениями, которые происходят в Узбекистане в течение последнего года.
«Тот пласт изменений, который произошел за последние шесть месяцев, выглядит весьма воодушевляющим. Мне очень нравится общее настроение людей, которые присутствуют на рынке. Нравится приток не только иностранных инвестиций, но и активизация внутренних инвестиций. Восхищаюсь тем, как работает регулятор рынка ценных бумаг. Благодаря этому мы смогли быстро выйти на рынок», — отметил глава инвестиционной компании.
Он также подчеркнул, что компания получает поддержку со стороны всех участников процесса — фондовой биржи, Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг, правительства, которое тоже демонстрирует искреннюю заинтересованность в развитии рынка.
Младший директор Fitch Ratings Константин Алексеенко представил на конференции обзор банковского сектора страны. В ближайшие несколько лет ожидается рост в первую очередь государственных банков за счет госинвестиций. Они станут основными драйверами развития банковского сектора. Государственные банки составляют большую долю сектора: на три крупнейших банка страны приходится больше половины всего сектора.
Он также отметил, что капитал банков увеличился почти на 50%. В 2017 году были осуществлены две программы рекапитализации на $500 млн и 1,2 трлн сумов. Отдельные банки получали индивидуальные взносы в капитал. И речь идет только о госбанках, потому что частные банки, как правило, генерируют капитал за счет ежегодной прибыли.
Высокий рост кредитования в 2017 году в первую очередь был связан с девальвацией национальной валюты, существенная доля валютных кредитов переоценилась. В этом году компания ожидает небольшое ухудшение в качестве кредитного портфеля. Это может быть связано с тем, что часть заемщиков, выплачивающих валютные кредиты, не получают валютной выручки.
Константин Алексеенко отметил, что от валового кредитного портфеля менее 2% кредитов просрочены больше чем на 90 дней. Это намного меньший показатель, чем у стран СНГ, Центральной и Восточной Европы.
В портфеле банков наблюдается существенная долларизация кредитов. Это связано с тем, что государство предоставляет средства в валюте через Фонд реконструкции и развития национальным крупным компаниям через банки. Это, в свою очередь, влияет на их маржинальность, которая составляет 2−3%.
Невысокая маржа связана с целевыми кредитами: банки получают льготное фондирование и выдают кредиты по льготным ставкам. Такие кредиты составляют довольно большую долю в крупнейших госбанках. При этом банковский сектор показывает стабильные результаты по прибыли.
На конференции также представили обзор фондового рынка за первые шесть месяцев 2018 года.