Как сообщалось ранее, в Узбекистане резко обвалилась национальная валюта. В Центральном банке отметили, что курс сума складывается под воздействием внутренних и в основном внешних факторов и имеет разнонаправленную динамику.
Так, с августа на динамику курса сума усилилось влияние девальвации валют основных торговых партнеров — России, Казахстана, Китая, Турции.
В сообщении ЦБ говорится, что текущий тренд курса сума, сглаживая влияние внешних факторов, помогает национальной экономике подстроиться под меняющиеся внешние условия. При этом за оставшиеся месяцы 2018 года не ожидается значительного колебания валютного курса относительно начала года.
Возможная коррекция курса денежно-кредитной политики будет обсуждена на заседании правления Центрального банка 22 сентября.
О том, ожидать ли дальнейшего ослабления сума и на какие еще факторы стоит обратить внимание, пишет независимый эксперт Ильдус Камилов специально для Spot.
Ильдус Камилов
Эксперт по институциональным реформам и экономическому развитию, ранее — старший координатор исследований Центра экономических исследований
На этой неделе курс сума снизился по отношению к основным валютам. Хотя для рынка и обычных граждан это стало небольшим шоком, ослабление сума было вполне ожидаемым. В дополнение к факторам, озвученным Центральным банком, необходимо обратить внимание еще на ряд моментов.
В силу сохранения неформального сектора в нашей экономике объем наличных денег в обращении пока играет весьма важную роль в формировании валютного курса. На момент девальвации и открытия конвертации ЦБ влил в экономику более 2 трлн сумов.
В ноябре-декабре 2017 года наличную денежную массу начали сокращать, что продолжалось до апреля-мая 2018 года. Но к июлю наличная денежная масса выросла до 21,6 трлн сумов.
Наличные деньги в обращении (млрд сумов)
Источник: ЦБ РУз
Параллельно в первом полугодии 2018 года коммерческие банки расширили кредитование в иностранной валюте. Общая сумма составила около $1,7−1,8 млрд. Причем пик пришелся как раз на апрель и май — за два месяца было выдано около $0,9 млрд кредитов.
Как минимум часть этих средств конвертировалась в сумы для использования внутри страны, что оказывало дополнительное давление на доллар.
Центробанк в первом полугодии 2018 года также продолжал продавать валюту, пусть и менее активно, чем в сентябре — декабре 2017 года. ЦБ купил $343 млн, а продал более $1,2 млрд.
Кредиты, выданные коммерческими банками, сентябрь 2017 года — июнь 2018 года (млрд сумов)
Источник: ЦБ РУз
Кроме того, и официальные, и экспертные оценки говорят, что после открытия конвертации и в связи с ужесточением финансового контроля в отдельных зарубежных финансовых центрах происходил вывод из тени финансовых и торговых потоков. В целом тренд этот позитивный.
Но получилось так, что на рынок выбросили наличные доллары, чтобы превратить в наличные сумы, потом в безналичные сумы, а потом и в безналичные доллары. Пусть и в краткосрочном периоде, но это также увеличивало спрос на сумы сверх обычного.
Таким образом, предложение долларов увеличивалось, а предложение сумов — сокращалось. Теперь произошла коррекция. До конца года, если не будет принято жестких корректирующих мер со стороны ЦБ, сум продолжит сдавать позиции. Причем как в силу объективных факторов, так и в силу ожиданий у бизнеса и населения.
Объем наличной сумовой массы сегодня выше, чем в сентябре-октябре 2017 года. Причем в пользу ее сохранения/увеличения говорят принятые решения об увеличении социальных выплат семьям с несовершеннолетними детьми и компенсаций за повышение стоимости хлеба.
С учетом того, что около 3,3 млн человек получают пенсии и социальные пособия, только «хлебная компенсация» может обойтись госбюджету в дополнительные 61 млрд сумов в месяц (из расчета 18,4 тыс. сумов на человека). Начинается хлопковая кампания, на которую предполагается направить около 246 млрд сумов, и такие выплаты будут осуществляться наличными.
Еще один фактор — с начала года устойчиво растет отрицательное сальдо во внешней торговле. По итогам восьми месяцев текущего года оно достигло $3,6 млрд. Для четвертого квартала года обычно характерно увеличение импорта в связи с новогодними праздниками. Другими словами, спрос на валюту будет оставаться высоким.
Внешнеторговый оборот и сальдо внешней торговли (млн долларов)
Источник: Госкомстат РУз
Денежные переводы могут оказать на ситуацию неоднозначное влияние в силу своей неустойчивой природы. 70−80% всех денежных переводов в Узбекистан поступают из России. То есть источники денежных переводов не диверсифицированы, что делает экономику уязвимой к шокам, связанным с курсом российского рубля.
Денежные переводы физическими лицами из России в Узбекистан (млн долларов)
Источник: ЦБ РФ
Кроме того, много значит и спрос на рабочую силу в России. Например, пик в 2012—2013 годах совпадает с проведением Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Весьма вероятно, что хорошая динамика денежных переводов в 2017 году и первой половине 2018 года связана с масштабным строительством и работами по благоустройству, которые велись в России в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу.
Традиционно пик поступлений по денежным переводам приходится на третий квартал года. С начала текущего года есть некоторое увеличение поступлений в сравнении с первым и вторым кварталами 2017 года. Будем надеяться, что такая динамика сохранится до конца 2018 года.
Но 2019 год может оказаться не столь удачным. Если только только российские власти не станут расширять программы реновации жилья и другие крупные строительные проекты, что поддержит спрос на рабочую силу.
Остаются также и такие факторы, как динамика экспорта и приток иностранных инвестиций. Возможно, ослабление сума простимулирует экспорт, но маловероятно, что это окажет принципиальное влияние на ситуацию в ближайшие месяцы. Проводимая правительством работа по привлечению иностранных инвестиций также является скорее заделом на следующий год.
Денежные переводы из России в Узбекистан в 2017—2018 годах (млн долларов)
Источник: ЦБ РФ
В целом насколько и с какими темпами будет дальше слабеть сум, во многом зависит от действий ЦБ. Подождем результатов заседания правления Центрального банка, намеченного на 22 сентября.
Ранее Ильдус Камилов специально для Spot писал о том, что сум должен быть стабилизирован на определенном уровне, и чем раньше это произойдет, тем лучше.