Банки СНГ сильно зависят от крупных корпоративных клиентов: от 20 крупнейших клиентов они привлекают треть депозитов, а 20 крупнейших кредитов составляют в среднестатистическом банке почти половину кредитного портфеля, говорится в анонсе исследования о рисках концентрации банков России и стран СНГ на крупнейших заемщиках рейтингового агентства Moody’s.

В Moody’s считают, что это может негативно сказаться на финансовой устойчивости банковской системы. Авторы исследования отмечают, что в среднем доля 20 крупнейших кредитов в СНГ составляет 41% от суммы всех выданных банками ссуд, пишет «Ъ».

"Высокая концентрация кредитного портфеля негативно влияет на кредитоспособность банков, поскольку увеличивает риски возникновения кредитных потерь, что может негативно повлиять на капитал. Она также увеличивает вероятность снижения денежного потока, что может привести к сокращению выручки и прибыльности и оказать негативное влияние на показатели ликвидности банка", — отметил аналитик Moody’s Владлен Кузнецов.

Уровень концентрации на крупнейших заемщиках в действительности может быть выше, отмечают авторы отчета. Так, чтобы соответствовать обязательным нормативам, банки могут разбивать крупные кредиты на части и выдавать их якобы разным компаниям. Регуляторы большинства стран СНГ используют неконсолидированные данные для целей надзора, что также позволяет банкам скрывать в отчетности крупные кредитные риски.

Депозитная база банков СНГ тоже зависит от ключевых клиентов. В Узбекистане доля 20 крупнейших депозитов составляет у среднестатистического банка 38%. Хуже ситуация только в Азербайджане (60%). Чуть лучше обстоят дела в Армении (37%), Казахстане (35%), России (33%). Лучше всех в Беларуси (25%) и на Украине (23%).

Ранее Spot писал, что Международный валютный фонд рекомендовал Узбекистану приватизировать отдельные банки.

Тогда отмечалось, что государственные предприятия остаются ядром экономики страны, но все чаще сталкиваются со множеством проблем, которые угрожают их существованию.

Одна из них — существовавшая в прошлом практика целевого кредитования, когда выдавались льготные кредиты государственным предприятиям, что негативно влияет на прибыль этих банков.

«Для решения этой проблемы потребуется реструктуризация государственных банков и обеспечение более коммерческого характера их деятельности», — считают в МВФ.

Один из рассматриваемых вариантов — создание банка развития, использующего ресурсы Фонда реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ), и приватизация государственных банков, которые в прошлом фактически действовали в качестве банков развития.

В связи с этим вариантом возникает ряд сложных вопросов, связанных с определением политики, в том числе относительно разработки структуры эффективного управления новым банком развития.

Реструктуризация финансового сектора заслуживает особенно тщательного изучения и подготовки, поэтому она не должна осуществляться поспешно, отмечалось тогда в заявлении.