Обновлено 27 сентября: Всемирный банк пояснил, что хоть индекс WGI и составляется при участии Исследовательской группы по вопросам развития Всемирного банка и публикуется на сайте Всемирного банка, он не отражает официальные взгляды самого Всемирного банка.
Регуляторная среда для бизнеса в Узбекистане за год осталась без изменений — соответствующий индикатор, который рассчитывает Всемирный банк, по итогам 2017 года остался в отрицательной зоне и составил -1,26, как и годом ранее.
Индексы качества государственного управления (World Governance Indicators, WGI), которые эксперты банка готовят ежегодно, опубликованы на его сайте. На это обратило внимание издание РБК.
Что это такое: Индекс качества госуправления делится на шесть составляющих: «подотчетность», «политическая стабильность и отсутствие насилия», «эффективность правительства», «качество регулирования», «верховенство закона» и «контроль над коррупцией». Сводного индекса как такового нет — лишь данные по этим компонентам. Всемирный банк самостоятельно не готовит рейтинг по странам по этому индексу (в отличие, например, от рейтинга условий для ведения бизнеса Doing Business, где Узбекистан в 2017 году поднялся сразу на 13 позиций).
Показатель качества регулирования оценивает способность правительства «вырабатывать и реализовывать эффективное регулирование, способствующее развитию частного сектора».
Индикатор учитывает множество показателей из разных источников, в частности:
- организацию рынка и конкуренции (из индекса политической трансформации, который рассчитывает Фонд Бертельсмана в Берлине),
- уровень недобросовестной конкуренции, контроль над ценами, дискриминационные тарифы и налоги, избыточный протекционизм (их оценивает Economist Intelligence Unit в Лондоне),
- противоречивость налоговой системы и регуляторное бремя (по оценке Global Insight),
- инвестиционную и финансовую свободу (данные индекса экономической свободы от фонда «Наследие» в США),
- правоприменительную практику (по оценке The World Justice Project)
и т. д.
При подготовке индекса также учитываются и другие оценки, в частности от Всемирного банка, ЕБРР и Всемирного экономического форума. Все эти данные приводятся к общему виду, а сам регуляторный показатель может колебаться от значения -2,5 (худшее) до 2,5 (лучшее). Нейтральный уровень — 0.
Сравнение Узбекистана с другими странами
Представление о положении Узбекистана в сравнении с другими странами дает ее ранг, также рассчитываемый Всемирным банком.
У Узбекистана он составляет 8,6%, то есть у 8,6% стран мира уровень регуляторной политики хуже, чем у Узбекистана, а значит, Узбекистан находится в замыкающей четверти стран по этому индикатору.
Годом ранее показатель был ниже — 4,3%, что, учитывая отсутствие изменений зоны, можно объяснить ухудшением ситуации в других странах, а не улучшением в Узбекистане.
Для сравнения, по итогам 2017 года у Сингапура, который традиционно получает лучшие оценки в рейтингах госрегулирования частной сферы, ранг составил 100% (то есть Сингапур стал лучшей юрисдикцией с точки зрения регуляторных условий для бизнеса).
Другие показатели Узбекистана
По итогам 2017 года в Узбекистане, согласно индексу WGI, улучшились показатели подотчетности (-1,80 после -1,89 годом ранее), эффективности правительства (-0,56 вместо -0,58), контроля над коррупцией (-1,16 вместо — 1,17).
Ухудшился показатель политической стабильности (-0,28 после -0,27), индикатор «верховенство закона» остался на том же уровне, но по-прежнему находится в отрицательной зоне (-1,11). Таким образом, по всем показателям индекса качества госуправления Узбекистан считается одним из аутсайдеров.