В Алматы прошла Центрально-Азиатская программа лидерства по окружающей среде и устойчивому развитию, организованная Региональным экологическим центром Центральной Азии в сотрудничестве с Программой ООН по окружающей среде. В ней приняли участие представители министерств и ведомств шести стран: Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Для молодых лидеров была подготовлена продуктивная программа: в течение недели шли лекции, практические занятия. Одна из презентаций была посвящена теме инновационного развития стран Центральной Азии.
Сооснователь Startup Mix, предприниматель в сфере IT Алишер Юсупов рассказал, к чему следует стремиться странам, как развивать экосистему стартапов, а также что тормозит инновационное развитие. Корреспондент Spot с места событий приводит ключевые идеи из выступления спикера.
Для чего нужна инновация?
Наглядней всего на этот вопрос отвечает пример, приведенный Алишером Юсуповым во время презентации. Американская компания Uber не имеет собственного парка автомобилей, водителей.
Если для обычной компании для увеличения парка в два раза нужно приобрести в два раза больше машин, нанять столько же водителей, то при увеличении абонентской базы Uber ничего существенно не меняется.
В первом случае расходы компании пропорциональны доходам. А в случае с Uber инновации позволяют расходам отставать от доходов. В этом, по мнению спикера, цель инноваций — получение прибыли. Именно поэтому многие страны стремятся к инновационной экономике.
Но достичь этого очень сложно.
Страны Центральной Азии пытаются создать новый Facebook или Google, то есть единорогов в сфере стартапов. Такие проекты не могут родиться даже в Нью-Йорке, не говоря уже о городах нашего региона. Здесь не та среда, где могут формироваться большие инвестиционные проекты. Такие компании могут родиться в Кремниевой долине, потому что там есть экосистема.
А для развития экосистемы нужны акселераторы. В них идею на определенном отрезке времени, зачастую три месяца, изучают со всех сторон, подвергают сомнениям, ищут слабые стороны. Кроме того, менторы помогают основателям проекта. Через три месяца можно понять жизнеспособность проекта, также за это время могут появится финансовые вливания.
Почему инновации не приходят в страны ЦА?
Многие говорят, что крупные компании типа Google или Facebook жутко интересуются нашим регионом. Это не так. Наши страны мало кому интересны в плане инновационного развития. И вот почему. В Центральной Азии проживает 68 млн человек. Из них лишь 10−12% могут пользоваться технологичными продуктами.
У нас население не восприимчиво к инновациям. Если мы говорим об оценке рынка, то это примерно 6−7 млн человек — рынок не совсем большой. Эти метрики есть у всех компаний, поэтому большие корпорации здесь активно не появляются.
Есть крупные культурные особенности, присущие всем странам региона, которые не дают нам стать нациями стартапов. Во-первых, это почитание старших. Бесспорно, во многих случаях это важно и необходимо. Взрослые люди накапливают за годы огромный опыт, которым могут поделиться с молодыми.
Но не в информационных технологиях. IT-специалист с 30-летним опытом не является авторитетом. Нельзя забронзоветь, изучая одну сферу 40 лет. Потому что она поменяется через год. И 18-летний парень знает столько же, сколько 50-летний эксперт. В инновациях нет авторитетов. Традиционно мнение старшего поколения приоритетно. Это мешает инновационному развитию.
Кроме того, мы не можем спорить со старшим поколением, возражать начальству. В Израиле есть традиция говорить на «ты» с генералом, высказывает свое мнение. Генерал прислушивается к этому мнению, потому что инновация не может родиться в одной голове. Когда над ней работают несколько людей, тогда может решение быть правильное.
Уметь слушать молодое поколение, которое, в свою очередь, не боится высказывать свое мнение, должно стать традицией.
Во-вторых, нужно менять систему образования. В XIX веке была индустриальная революция, тогда же появился классический вид образования: парты, доска, предметы. Это было эффективно тогда, потому что выпускники приобретали нужные профессии: становились шахтерами, военными, врачами, учителями.
Мы находимся на пороге технологической революции. Все будет быстро меняться. Многие профессии исчезнут. Поэтому и система образования должна в корне измениться.
Причем нужно начинать с детей дошкольного возраста и до 18 лет. Дальше поколение не готово к инновациям. Если начать с подрастающего поколения, можно что-то успеть изменить.
При этом нужно учитывать, что развитие идет в направлении Steam — Science, Technology, Engineering, Art, Math (наука, технологии, инженерия, искусство, математика). Если не развиваться в этом направлении, изначально большой зарплатный разрыв между жителями наших республик и развитых стран станет еще больше.
При трансформации системы образования нужно также учитывать важность гибких навыков и критического мышления. Поскольку все быстро меняется, знания не будут так цениться, как навыки. Самообучаться, находить информацию, менять поведение и подстроиться под ситуацию станет важнее, чем обладать знаниями. Навыки приходят на первое место.
Кто является хорошим программистом? Тот, кто уметь правильно спросить у Google. Там уже есть все ответы. Надо лишь уметь сформировать запрос. Вот так меняется сейчас мир.
В-третьих, необходимо соблюдать гендерный баланс. На Западе давно пришли к выводу, что когда технологичный или инновационный проект делают только мужчины, он получается хуже. Когда в команде есть женщина, проект получается лучше. Женщина привносит свое видение, которое недоступно мужчинам. Например, они могут посмотреть на продукт с точки зрения материнства и улучшить его.
Самое главное — аудитория должна быть готова к инновациям. Поэтому нужен баланс инновации, технологий и образования. Многие покупают инновационные продукты, но не могут ими пользоваться. Поэтому при финансировании инноваций нужно должным образом вкладываться в образование.
Пришло время мейкеров. Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» сегодня уже звучит как «Семь раз отмерь и семь раз отрежь». Потому что нет времени на обсуждение, обдумывание. Нужно быстро действовать. Не получилось — меняют модели.
Куда двигаться?
Не нужно соревноваться с Америкой. Нужно создавать что-то свое, выбрать нишевое направление развития. Например, Израиль — страна стартапов. Каждая страна сама решает, как она будет себя позиционировать.
Еще один пример — Китай, который решил стать страной развитию искусственного интеллекта. Они начинают обучать этому детей с детских садов и вкладывают в это большое количество денег. Они будут первыми лет через 15, как раз когда индустрия «поспеет».
Мечтаю, чтобы Узбекистан называли Welcome nation, открытой новым проектам.
Вот несколько примеров секторов, в которых страны Центральной Азии могут развиваться: агробизнес, энергетика, зеленые технологии, водные вопросы. Здесь очень много вопросов, которые могут решить стартапы. Для развития нишевых стартапов должен быть стык технологий, IT и знаний ученых и специалистов из разных сфер.