По состоянию на 1 января т.г. совокупная задолженность АО «Узбекэнерго» по привлеченным кредитам и займам на реализацию инвестиционных проектов составляет $2 млрд или 114% собственного капитала. Об этом Spot сообщили в пресс-службе «Узбекнефтегаза».
Исходя из действующего финансового состояния компании, имеется риск несвоевременного возврата кредитов подлежащее погашению в 2018 году. Свою отрицательную роль играют технологические потери. Во многом они объясняются устаревшим оборудованием электростанций.
Помимо этого, постепенно снижается добыча углеводородов. Как свидетельствуют цифры за последние 10 лет на предприятиях АО «Узбекнефтегаз» снизилась добыча: природного газа в 1,4 раза или с 59 млрд. куб. м в 2007 году до 42,3 млрд. куб. м в 2017 году; нефти — в 3,8 раза или с 3 до 0,8 млн. тонн; газового конденсата — с 1,8 до 1,4 млн. тонн или на 28%.
«Истощение природных ресурсов объективно ведет к падению объемов добычи. Это в частности видно на примере основных месторождений, являющихся сырьевой базой АО „Узбекнефтегаз“ на протяжении 35−40 лет — „Кокдумалок“, „Газли“, „Шуртанская группа“, „Денгизкуль“. Кроме того, увеличения вложений требует геологоразведка, мероприятия по поддержанию добычи на старых месторождениях и введению в эксплуатацию новых запасов», — говорится в сообщении.
Отмечается, что растет и себестоимость добычи природного газа. Если на начальном этапе разработки месторождений пластовое давление газа составляло 400−500 атм., то на сегодняшний день в эксплуатируемых месторождениях пластовое давление газа в среднем составляет 25−40 атм. При этом для подготовки и подачи природного газа в газотранспортную систему необходимо давление не менее 75 атм.
В результате в связи с этим АО «Узбекнефтегаз» за период 2000—2017 гг. построены и введены в эксплуатацию 16 дожимных компрессорных станций (ДКС) с 66 агрегатами. Именно они помогают поддерживать необходимый уровень давления подачи природного газа на месторождениях.
Эти затраты также влияют на рост себестоимости добычи природного газа, которая в 2000 году составляла расчетно $3,16 на 1 тыс. куб. м природного газа, а в 2018 году — уже $20.
Безусловно, колебания в добыче углеводородов, не должны сказываться на обеспеченности населения, считают в компании. Выход находится за счет вынужденного увеличения импорта нефти и нефтепродуктов.
Так, за последние 10 лет доля импорта жидких углеводородов в потреблении нефтепродуктов увеличилась в 3,8 раза или с 16,8% в 2008 году до 64,3% в 2018 году.
Рост импорта — рост расхода валюты, направляемой АО «Узбекнефтегаз» на закуп нефти и нефтепродуктов. С $362 млн, затраченных на эти цели в 2008 году, расход валютных средств вырос до $940 млн в 2018 году или в 2,6 раза.
И это при том, что внутренний рынок снижает потребление нефтепродуктов. За период с 2007 по 2017 год потребление бензина, дизельного топлива, авиакеросина, мазута и других нефтепродуктов уменьшилось в 1,7 раза или с 4,9 до 2,9 млн тонн в год.
«И снижение добычи, продиктованное объективными причинами, и рост затрачиваемых валютных средств, требуют внимания отрасли все к той же тарифной политике и ее своевременной корректировке, в том числе и через непопулярные методы. Свою роль здесь играет и отставание в Узбекистане внутренних розничных цен на нефтепродукты от мировых цен на нефть», — отмечают в компании.
В частности, установленные с 15 ноября 2017 года цены на бензин марки А-80 и А-91 рассчитаны исходя из среднемировой цены 60 долл./баррель. В тоже время по состоянию на 7 сентября 2018 года мировая цена нефти составляет 77 долл./баррель).
Для сравнения: если в Узбекистане средняя розничная цена бензина А-91 составляет 0,53 долл./л, то в России — 0,64 долл./л, Кыргызстане — 0,63 долл./л., Турции — 1,04 долл./л., КНР — 1,09 долл./л.
Отдельная статья расходов — выработка электроэнергии на основе природного газа. В 2017 году в республике выработано 61 млрд кВт. ч электроэнергии, из них 48,8 млрд кВт. ч. или 80% — на основе природного газа. На выработку данного объема электроэнергии израсходовано 24,3% от добытого природного газа или 15,2 млрд м. куб.
«Населению необходимо динамично менять свое отношение к ограниченным природным ресурсам. Именно граждане Узбекистана являются, согласно законодательству, хозяевами земных недр. А значит и подходить к природным богатствам важно каждому научиться по-хозяйски, понимая, что они не могут быть бесконечно неисчерпаемыми и недорогими. К такому выводу уже пришли жители многих стран, в том числе европейских. К нему неизбежно приходят во всем мире, и чем раньше, тем лучше», — подытожили в «Узбекнефтегаз».
Ранее Spot писал, что Узбекистан неуклонно снижает добычу нефти, но увеличивает производство бензина