Ранее Spot писал, что заместитель премьер-министра Азиз Абдухакимов, на тот момент еще председатель Государственного комитета по развитию туризма, говорил, что в ведомстве пересмотрели статистику и ставят себе реальные задачи на основе реальных цифр — так удобнее рассчитывать реальные доходы от туризма, делать прогнозы по инвестициям, развитию инфраструктуры и другим вопросам.
Тогда говорилось, что в 2017 году в Узбекистане было порядка 200 тыс. настоящих туристов, которые останавливаются в гостиницах и тратят деньги на сувениры, а в этом году их будет около 350 тыс.
В предыдущие годы декларировалось, что Узбекистан посещает около 2,5 млн туристов в год, так как, согласно методологии Всемирной туристкой организации, любой прибывший иностранный гражданин считается туристом.
Не так давно снова начали говорить о «миллионах туристов». Абдухакимов, говоря о самых значимых результатах в туризме, отметил, что за восемь месяцев 2018 года количество иностранных посетителей составило 3,4 млн человек, а число иностранных туристов по итогам года составит 4,8 млн человек.
Spot поговорил с представителями туристического бизнеса о том, насколько справедливо утверждать, что Узбекистан посещают миллионы туристов, и какую роль играет эта статистика в развитии отрасли.
Леонид Ибрагимов
Управляющий партнер Hotelios.uz, OrexCA.com, Otpusk.uz, Bilet.uz
— Да, опять взялись за старое.
Турист — это иностранный гражданин, прибывающий в Узбекистан на любой срок. Если по бизнесу — то он бизнес-турист. Турист — тот, кто пользуется услугами туристической отрасли (билеты, экскурсии, отели и прочее).
Цифра 200 тыс. туристов, которую в прошлом году озвучили, приближена к реальности.
Прозрачная статистика важна лишь для грамотного планирования и поиска инвесторов. Но сложно сказать, насколько непрозрачна официальная статистика. Если государство считает каждого, кто перешел границу, то ок. У них сведения верны. Но, опять же, всё относительно.
Шерали Ахмедов
Основатель туристического агентства Tourister
— Точное количество туристов, которые находятся в Узбекистане, назвать не смогу, но могу сказать одно: с упрощением визовой системы и созданием благоприятных условий для туристических компаний количество туристов выросло примерно с 1,5 млн до 2,3 млн человек по сравнению с 2017 годом. И это, само собой, увеличивает доход как туркомпаний, так и государства.
Идеальный турист, по моему мнению, — это тот, кто за несколько дней хочет успеть посмотреть всё, что связано со страной пребывания. Турист, который приезжает в Узбекистан, в основном тратит деньги на шопинг на базарах и питание, так как кухня нашей страны знаменита по всему миру.
Раньше турист, приезжая в Узбекистан на восемь-десять дней, тратил от $400 до $500. Сейчас эта сумма возросла до $700−1000 — вдвое больше, чем 2010−2016 годах. И это очень хороший показатель, думаю, эта сумма будет расти и расти.
Да, это не только туристы, а все иностранцы, которые приезжают в нашу страну. Они тратятся не только на сувениры — в основном покупают фрукты, овощи, сухофрукты и национальную одежду. Но даже если каждый приезжающий за поездку потратит хоть один доллар, получится огромная сумма, которая потянет на миллионы.
Ранее Spot писал, что непрозрачная статистика во всех сферах была названа специалистами Международного валютного фонда одной из проблем Узбекистана.
Так, к примеру, специалисты МВФ обращали внимание на то, что в предыдущие годы официальная статистика страны сообщала о росте рабочих мест и развитии экономики, что, в свою очередь, противоречит тому факту, что миллионы узбекистанцев вынуждены уезжать на заработки в соседние страны.