В начале августа Центр развития системы «Электронное правительство» запустил опрос для предпринимателей о качестве государственных услуг. Спустя два месяца опубликованы итоги.
Кто принимал участие в опросе
Из общего числа принявших участие в опросе предпринимателей подавляющее большинство (92%) — представители мужского пола. При этом более половины (53%) респондентов это граждане в возрасте от 26 до 35 лет.
Более четверти (26%) предпринимателей ведут свой бизнес именно в этом направлении. За ними идут бизнесмены-связисты (16%) и бизнесмены-кормильцы (9%). Примечательно, что лишь 5% принявших участие в опросе респондентов предоставляют образовательные услуги и только 4% — услуги здравоохранения.
Более трети из них ведут свою деятельность 5 лет и больше. Еще 15% нашли себя в этой стезе три года назад. Вместе на их долю пришлось немногим более половины (51%) всех опрошенных. Другую половину опрошенных отнесем к молодым компаниям, так как 22% бизнесменов работают менее 1 года на рынке Узбекистана.
Какова оценка поддержки
Участникам опроса был задан вопрос о том как они оценивают уровень государственной поддержки предпринимательства. Средневзвешенную оценку нельзя назвать даже удовлетворительной, так как она составила 2,3 балла.
Большая часть опрошенных, а именно каждый третий бизнесмен, не ощущает никакой поддержки. Эта категория дала самую низкую оценку из предложенных вариантов.
Вместе с теми, кто считает поддержку плохой, их более половины (56%). «На троечку» оценила государственную поддержу вторая по численности группа, и это 3 человека из 10. Лишь 1 респондент из 10 дал хорошую оценку, и только 1 из 25 — отличную.
Не давалось никакого определения термину «государственная поддержка», следовательно, ответы на этот вопрос отражают общее восприятие деловых людей действий государства по части работы с предпринимателями:
Далее были перечислены возможные проблемы, с которыми могли сталкиваться предприниматели при осуществлении своей деловой деятельности.
Так, ощутимые трудности наблюдаются уже на стадии начала ведения бизнеса — более 37% респондентов отметили, что у них возникли проблемы при подключении к инженерно-коммуникационным сетям, 35% испытывают недостаток знаний в правовой сфере и почти треть опрошенных имеют сложности с безналичным расчетом.
Между тем, если говорить о том, что вообще препятствует ведению бизнеса, то это высокая налоговая нагрузка и коррупция — так ответили 2 из 3 участников опроса:
Что надо улучшить и чего не хватает
Помимо вопросов, на которые требовалось ответить в обязательном порядке, в анкете были и так называемые «открытые» вопросы, на которые предприниматели могли не отвечать вовсе, либо отвечать в свободной форме.
В частности, был задан вопрос «Какие услуги были бы востребованы у предпринимателей через Интернет?»,
Разумеется, наиболее популярным был ответ «Все».
Однако этот ответ, несмотря на его объемное значение, является наименее информативным, т.к. не отражает актуальных желаний. Другие бизнесмены давали конкретные предложения, среди которых можно рассмотреть следующие:
- сдача отчетов по коммунальным услугам для юридических лиц через интернет. В настоящее время предприниматели (или их представители) вынуждены ежемесячно выстаивать в очереди для сдачи таких отчетов;
- упрощенное получение банковских услуг (кредитование, регистрация кассовых аппаратов
и т. д. ) без обязательного посещения банка; - заявки на сертификаты соответствия, различные разрешения, подключение коммунальных услуг, таможенная очистка, сертификаты от Госкомприроды;
- получение смс-уведомлений о наличии задолженностей, о безакцептном списании налоговых отчислений со счета, формирование отчета об отсутствии задолженностей
и т. д. ; - получение компетентной информации и пошагового инструктажа по возникающим вопросам при работе с услугами через OneID и my.gov.uz;
- страхование, погашение кредитов, запись в очереди и подача других заявок;
- регистрация и перерегистрация транспортных средств в ГУБДД;
- детальные данные о госпрограммах и планах (инвестиции, расходы, источники финансирования, направления, закупки, тендеры).
Кроме этого, было озвучено такое предложение: перед запуском новых электронных государственных услуг прорабатывать полный механизм их реализации, устранив все возможные ошибки до массового применения.
Еще одним открытым вопросом была графа с предложениями предпринимателей об улучшении качества государственных услуг. Особо следует выделить следующие:
- провести либерализацию по уменьшению предоставляемых документов и снижению «зарегулированности» госорганов;
- упростить процедуру получения ЭЦП, сделать ее бессрочной (либо отказаться вовсе) и развивать персональный кабинет, вводя новые услуги и возможности для работы;
- решить вопрос квалификации кадров на местах. «Человеческий фактор мешает развитию бизнеса. Тяжело преодолеть бюрократические барьеры» — данный ответ в разный вариациях повторяют многие предприниматели;
- разработать систему поощрительного маркетинга госуслуг: сделать специальные акции, бонусы для предпринимателей на основе системы KPI;
- усилить службуcall-центров при Центрах государственных услуг свозможностью быстро и четко отвечать на вопросы по получению услуг;
- убрать дублирующие функции, усилить серверы хранения информации;
- добавить видео-инструкции по пользованию госуслугами;
- улучшить оказание услуг посредством интернета (назначение временина оказание услуги, получение ответа на заявления);
- провести детальный аудит всех госуслуг, передать максимальное их число частному сектору;
- отображать в кабинете на ЕПИГУ путь каждого запроса, сроки рассмотрения, фамилии ответственных лиц на каждом этапе, в каком ведомстве рассматривается запрос;
- запустить мобильную версию ЕПИГУ.
Ранее Spot писал, что за 9 месяцев в Узбекистане вышло четыре документа, в каждом из которых поручается решить вопрос с электронными деньгами в Узбекистане, но вместо этого сроки каждый раз отодвигаются и уже ушли на следующий год.