В сентябре житель Ташкента Тошев А.Р. стал владельцем 99,4% акций Хорезмского сахарного завода. Тошев купил акции на бирже, где они были размещены в конце августа в объеме 2,84 млн штук.
На момент последней сделки котировальная и номинальная цена акции была 5 тыс. сумов за штуку, рыночная капитализация оценивалась в 14,2 млрд сумов.
«Согласно требованиям законодательства, инвестор, ставший владельцев более чем 51% акций компании, должен будет предложить оставшимся акционерам оферту на выкуп их акций по рыночной цене. В августе сделки с акциями АО Xorazm Shakar составили около 28% биржевого оборота РФБ Тошкент», — пояснял тогда для Spot Карен Срапионов, партнер инвестиционной компании Avesta Investment Group.
Тошев это и сделал, опубликовав 24 сентября сообщение, в котором объявлялось о намерении выкупить остальные простые акции АО «Хоразм шакар» по цене в 5000 сумов за акцию.
В случае получения в течении 30 дней со дня объявления письменного согласия акционера о продаже принадлежащих ему акций, он обязуется выкупить данные акции и довести свою долю до 100%.
Ранее, 20 сентября, общество сменило свое наименование. Так как теперь в уставном фонде не было иностранцев (сингапурских компаний Welton International Enterprises Pte. Ltd. и Kito Investments Pte. Ltd.), то общество избавилось от приставки ИП (иностранное предприятие).
После этого были утверждены новый устав общества и его организационная структуры, новый состав попечительского и наблюдательного советов, а также ревизионной комиссии.
Что это за завод
Хорезмский сахарный завод был создан в 1998 году и стал тогда первым производителем сахара в стране (потом построили Ангренский завод).
Первоначальная проектная мощность составляла 43,2 тыс.тн сахара в год из сахарной свеклы или 360 тонн в сутки.
В 2001 году, в целях расширения объёмов собственного производства сахара, было принято решение о производстве сахара из тростникового сахара-сырца.
В этих целях были вложены иностранные инвестиции, которые способствовали организации круглогодичной деятельности предприятия. На первом этапе реконструкции мощность сахарного завода в течение шести месяцев была доведена до 700 тонн сахара в сутки.
В целях снижения себестоимости продукции в 2007 году был запущен цех по производству полипропиленовых мешков для упаковки сахара.
Дальнейшая реконструкция и техническое перевооружение предприятия позволило довести мощности по производству сахара до 390 тыс.тн в год или 1150 тонн в сутки. В 2015 году произведено сахара в объёме 251,5 тыс.тн., при прогнозе 250,0 тыс.тн.
Спад в 2017 году
По итогам 2017 года компания заработала более 56,5 млрд сумов чистой прибыли при выручке в 817,9 млрд сумов и капитале 55,6 млрд сумов.
Однако по итогам первого полугодия 2018 года компания, по всей видимости, практически полностью приостановила продажи (всего 65,9 млн сумов против 465,9 млрд сумов за полугодие 2017 года) и получила 1,6 млрд сумов прибыли, и то только за счет финансовых доходов.
Несмотря на то, что судя резкому снижению выручки, завод, практически, перестал работать с осени 2017 года, никаких официальных сообщения на этот счет не поступало.
Курс на восстановление
3 октября прошло общее собрание, в ходе которого было принято решение утвердить бизнес-план компании на 2018 год, а также отказать в поручительстве Ангренскому сахарному заводу, который собирался взять в банке валютный кредит (раньше вышеперечисленные сингапурские компании участвовали в уставном фонде обоих сахарных заводов, но теперь это изменилось).
Вместе с тем, на собрании решили самим получить в банке кредит на сумму в $20 млн. Эти деньги планируется направить на закупку сырья.
С новыми владельцами, новым уставом и даже новым наименованием, а также с солидными средствами, которые планируется привлечь, компания, судя по всему, решила восстановить работу предприятия на полную мощность.
Сейчас, к примеру, Узбекистан вынужден решать проблему дефицита сахара за счет его импорта. В частности, увеличились поставки из России и, особенно, Украины. Если они прекратятся, то страна в любой момент может снова столкнуться с проблемой, которая была в 2014 году.
С восстановлением работы Хорезмского завода, которое сейчас происходит, можно ожидать, что Узбекистан станет меньше зависеть от импорта и начнет самостоятельно обеспечивать себя сахаром.