В конце декабря 2017 года президент Шавкат Мирзиёев объявил 2018 год в Узбекистане Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий.
Вслед за этим, указом главы государства была утверждена государственная программа из 231 пункта. Один из разделов (третий) полностью посвящен экономике и активному предпринимательству, все остальные тоже содержат меры по внедрению технологий и инноваций в различные сферы жизни.
У каждого пункта указаны конкретные сроки и форма результата (в большинстве случаев — проекты нормативно-правовых актов). Это означает, что ответственное ведомство должно разработать проект, которое в дальнейшем могут принять (а может и нет), причем необязательно в первоначальном виде.
Что сделали
По многим пунктам успели уже не только разработать проекты, но и принять их в виде постановлений и указов. Особенно часто это случалось с туризмом.
Например, пункт 101 предусматривает внедрение электронных виз, пункт 102 — развитие паломнического туризма. Пункт 55 предусматривал сокращение постов ППС между областями, пункт 56 — упрощениерегистрации иностранцев.
Получили свое решение и другие пункты. Например, 112 был посвящен реформам в строительстве, пункт 125 — сокращению проверок предпринимательства, пункт 130 — сокращению лицензий и разрешений, а также сроков выдачи таких документов.
Пункт 133 ставил задачу создания механизма для продажи земельных участков онлайн, пункт 134 — активное внедрение государственно-частного партнерства, пункт 87 — создания условий для появления в стране «цифровых банков», что отчасти было сделано (как минимум, теперь есть такой термин).
Что застряло
Но некоторая часть пунктов застряла. К примеру, пункт 86 предусматривает разработку проекта новой редакции закона «О валютном регулировании», который должен был либерализовать валютный рынок. Результатом должен был стать проект закона до 30 сентября.
В конце июня похожий документ был опубликован Центральным банком, в котором предлагалось разрешить свободно ввозить и вывозить из страны до $10 тыс., а также открывать физическим лицам счета заграницей. Обсуждение закончилось еще 13 июля, с тех пор о документе ничего не было слышно.
Пункт 87 предусматривал разработку проекта документа, который бы интегрировал Узбекистан в MasterCard, Visa и PayPal. Но так как как пункт 86 застрял на стадии проекта, то то же самое случилось и с 87. Пока в Узбекистане не разрешат открывать счета заграницей, никакого PayPal тут не будет.
Пункт 90 предлагал предоставить льготы на покупку акций. Такой проект действительно разработали и даже вынесли на обсуждение еще в апреле, но вот уже почти 6 месяцев как о нем ничего не слышно.
Следующий пункт предусматривал создание проектов документов, которые обязали бы государственные органы публиковать на сайтах информацию о своих расходах. Срок — 1 июля. Отчасти это попадает под определение «повышение прозрачности», которое фигурировало в других документах, но отдельно не было даже проекта, как и результата.
Пункт 92 предусматривал внедрение стандартов «халяль» и «кошер». Если про первый периодически появляются новости, то про второй ни разу в официальных источниках речь не поднималась.
Пункт 99 ставил задачу разработать проект документа, который предусматривал бы льготы, поощряющие развитие альтернативной энергетики и механизм доставки такой энергии до потребителей. Успешно реализовали лишь первую часть.
Пункт 126 выделяется на этом фоне. Тут результатом должен быть не проект, а план комплексных мер, один из которых, к примеру, предусматривает ежемесячную встречу Генеральной прокуратуры с активными предпринимателями. Возможно, что такие встречи и проводятся, но официальная информация опять-таки отсутствует (хотя дедлайн был до 10 февраля).
Пункт 135 предусматривал разработку проекта, который урегулирует создание в стране венчурных и инвестиционных фондов. Этой истории скоро (а именно 15 ноября) уже исполнится год — проект несколько раз выносился на обсуждение, но на октябрь 2018 года механизм создания венчурных фондов в стране как отсутствовал, так и отсутствует.
Это не говоря уже о пунктах, где было предусмотрено создание логистического и инвестиционного порталов. Сроки прошли, на практике их нет.
Что с мониторингом
Ситуация с ним оставляет желать лучшего. Центр «Стратегия развития» в начале августа опубликовал промежуточные итоги, где сообщает, что в текущем году выйдут кобейджинговые карты UzCard-Visa. Меж тем еще за месяц до этого Visa сообщила, что не работает над такими картами и этого нет даже в планах в компании.
Что в итоге
Это далеко не все примеры того, что отдельные пункты из Государственной программы, утвержденной указом президента, не выполняются, или же выполняются лишь частично. Что касается остальных, то они, формально, выполнены.
К примеру, пункт 139 предусматривал разработку «потребительской корзины», среди ответственных — Министерство экономики, результатом должен быть проект нормативно-правового документа. Срок — 1 июля.
Формально все сделано — сроки соблюдены (ведомство опубликовало документ еще в начале июня), проект разработан, но на практике корзины нет. Такая ситуация сложилась и с другими пунктами, но вряд ли целью Государственной программы была лишь разработка проектов.
Конечной цель, скорее всего, было и есть проведение реформ на практике и внедрение изменений в жизнь общества. Наверняка, полезней было бы ощутить на себе валютную либерализацию, чем читать про нее в проекте. Электронные деньги пригодились бы здесь и сейчас, а не в «дорожных картах», где сроки постоянно откладываются.
Ближе к концу года пунктов в программе остается все меньше, как и времени для того, чтобы текущий год действительно запомнился как тот, когда государство на практике поддержало активное предпринимательство, инновационные идеи и технологии. Судя по результатам опроса, проведенного Центром развития системы «Электронное правительство», это пока не так.