Ранее Spot сообщал, что Мининфоком подготовил поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности, согласно которым за незаконный доступ к сети телекоммуникаций предлагается установить санкции, вплоть до лишения свободы сроком на 5 лет.
Проект был размещен для обсуждения и получил большое количество комментариев, в том числе негативных. Пользователи, будучи введенными в заблуждение неверной трактовкой информацией отдельных СМИ, решили, что речь идет о запрете VPN.
В Мининфокоме решили разъяснить цели и задачи вносимых дополнений. Ведомство отмечает, что законодательством большинства стран мира установлены ответственность за незаконные подключения и использования сетей телекоммуникаций.
Например, в Республике Беларусь установлена уголовная ответственность за изготовление с целью сбыта либо сбыт специальных программных или аппаратных средств для получения неправомерного доступа к защищенной компьютерной системе или сети, наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
«Необходимо понимать, что взлом, незаконные подключения, использование сетей телекоммуникаций в ущерб их владельцев — это такое же преступление как взлом, например, квартиры, кража имущества и получение прибыли от продажи наворованного», — говорится в сообщении.
В проекте закона предлагаются изменения в Уголовный кодекс Республики Узбекистан, в частности, Статья 278−3 — Изготовление с целью сбыта либо сбыт и распространение специальных средств для получения незаконного (несанкционированного) доступа к компьютерной системе, а также к сетям телекоммуникаций.
Изготовление с целью сбыта либо сбыт и распространение специальных программных или аппаратных средств для получения незаконного (несанкционированного) доступа к защищенной компьютерной системе, а также к сетям телекоммуникаций — наказывается штрафом до двухсот минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до одного года.
«Данные изменения вносятся в связи с тем, что в настоящее время в Уголовный кодексе Узбекистана отсутствует статья, устанавливающая ответственность за изготовление, продажу, распространение программных или аппаратных средств специально предназначенных для получения незаконного (несанкционированного) доступа к сети телекоммуникаций», — объясняют в ведомстве.
Данное дополнение направлено на борьбу с поставщиками специальных программных или аппаратных средств для незаконного (несанкционированного) доступа к сетям телекоммуникаций (в частности, GSM шлюзов).
В целом же, предлагаемые изменения в Кодекс Узбекистана об административной ответственности направлены против лиц, которые незаконно (несанкционированно) получают доступ к сети телекоммуникаций. Например, против лиц, которые подключились к чужим сетям Wi-Fi, взломав при этом код доступа и воспользовались интернет-трафиком владельца сети, что фактически является кражей.
«Анализ компьютерных инцидентов за последнее время показывает уязвимость сетей Wi-Fi от несанкционированных подключений. При этом добропорядочным абонентам, к сети Wi-Fi которого подключились без их ведома, приходится оплачивать счета за интернет-трафик, которым они не пользовались», — отмечают в ведомстве.
Такие субъекты могут заниматься указанной деятельностью для получения незаконной прибыли. Кроме того, подобными возможностями могут воспользоваться члены международных преступных, экстремистско-террористических организаций для создания отдельных неконтролируемых международных каналов связи. При этом кроме экономического ущерба также создаётся угроза информационной безопасности страны, который очень сложно оценить в денежных единицах.
«Участники обсуждения заблуждаются, если думает, что проект Закона запретит пользование VPN, различных прокси-серверов, мессенджеров или же социальных сетей, так как вводимые изменения и дополнения не рассматривают вопросы ограничения доступа к информации и/или к информационным ресурсам, а также использования для этого VPN сетей, VPN каналов, прокси серверов, в частных целях или для бизнеса. Наказываются факты взлома, несанкционированного доступа и незаконное использование сетей телекоммуникаций, а не вообще технологии VPN, различных прокси-серверов, мессенджеров, социальных сетей и тому подобное», — отметили в министерстве.
Ранее Spot писал, что на фоне проблем с доступом в Facebook, которые наблюдались в сентябре, в Узбекистане резко выросла популярность VPN-приложений.