В апреле KPMG, одна из аудиторских компаний «большой четверки» наряду с Deloitte, Ernst & Young и PwC, открыла офис в Ташкенте после почти 10-летнего перерыва. С ее возвращением в стране снова присутствуют все игроки «большой четверки».
Компания за несколько месяцев набрала солидный портфель клиентов, а также консультирует Европейский банк реконструкции и развития в области инвестирования в Узбекистан. KPMG помогает проводить оценку отраслей и отдельных предприятий, куда банк намерен вложить средства, чтобы отдача была «максимально эффективной и полезной для узбекской экономики».
KPMG уже работала в Узбекистане и открывала тут свой офис, но в 2009 году не стала продлевать лицензию для работы на рынке республики, в связи с чем Центральный банк аннулировал сертификат компании.
О причинах возвращения, ожиданиях от текущих и предстоящих реформ в стране и работе с кадрами рассказывает генеральный директор KPMG Uzbekistan Санжарбек Саидов в интервью Spot.
О возвращении в Узбекистан
В 2009 году KPMG не стала продлевать лицензию для работы на рынке Узбекистана и решила сосредоточиться на других рынках, однако все эти годы мы наблюдали за происходящими в стране событиями, а в четвертом квартале 2016 года стали вырисовываться контуры грядущих изменений.
После избрания Шавката Мирзиеёва президентом и начала реформ было окончательно решено открыть офис в Узбекистане. В январе 2017 года совет директоров в СНГ принял официальное решение об открытии.
Также нужно было разрешение глобального офиса, чтобы использовать бренд и глобальную инфраструктуру KPMG. Его мы получили в начале 2017 года. Позже мы приступили активной фазе открытия и в марте 2017 года зарегистрировали юридическое лицо.
Аудиторской фирме необходима лицензия Министерства финансов, а чтобы ее получить, надо было иметь шесть штатных лицензированных аудиторов. Это был главный вызов на этапе открытия — рынок аудиторских услуг в Узбекистане небольшой, многие годы он стагнировал.
Открытие офиса KPMG не требует капитальных инвестиций, у нас очень «человекоемкий» бизнес: наш основной актив — это знания и умения наших работников. Поэтому мы инвестируем в молодежь.
По мере развития представительства в Узбекистане продолжали проходить позитивные реформы, поэтому мы расширяли штат c перспективой на рост. Сейчас у нас больше 40 сотрудников, до конца года планируем нанять еще 30−40.
Фото: Равшан Нугманов / Spot
Зачем пользоваться услугами аудиторов
Для инвестора важно, чтобы информация о компании была понятна и своевременна. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) понятны во всем мире, и если наши предприятия будут готовить отчетность по ней, они будут понятны иностранному инвестору.
Также информация должна быть доступной, компании должны публиковать свою отчетность вместе с аудиторским заключением, со всеми примечаниями, и своевременно.
Для своевременности и соответствия МСФО должен быть выстроен процесс от начала подготовки отчетности и до публикации, этот промежуток не должен быть долгим, и инвестор должен получить информацию в срок.
Всё больше узбекских компаний будет получать рейтинг международных агентств, таких как Fitch, Standard & Poor’s и Moody’s. Чтобы получить доступ к недорогим кредитам и финансовым ресурсам на международных рынках, необходимо иметь хороший рейтинг от этих агентств.
Для этого в том числе необходимо своевременно публиковать полную информацию, необходимую для инвесторов. Даже местные банки будут охотнее давать кредиты на более выгодных условиях, если компания будет иметь достойный рейтинг.
Другое направление — IPO (публичная первичная продажа акций). Уже есть интерес со стороны некоторых компаний, который начинают задумываться об IPO на иностранных биржах. Перед таким IPO компания должна долго готовиться, выстраивать процессы, чтобы стать публичной и открытой инвесторам.
Третье направление — выпуск бондов (облигаций). Если компания с устойчивым положением хочет привлечь недорогое финансирование, ей тоже необходимо иметь открытую международную финансовую отчетность и прозрачность процессов.
Фото: Равшан Нугманов / Spot
Почему не рос рынок аудиторских услуг в Узбекистане
Рынок не рос по двум основным причинам.
Во-первых, были жесткие требования, в том числе и по уставному капиталу. К примеру, KPMG необходимо было вложить около 800 млн сумов, что для аудиторской фирмы большая сумма, причем лишь ее половину можно было вложить активами, например, компьютерами и другой техникой.
Другое жесткое требование — иметь шесть штатных аудиторов, прошедших аттестацию в Министерстве финансов. Таких в Узбекистане немного, и все они уже были распределены по рынку.
С другой стороны, с 1 января 2019 года отменяется требования к минимальному размеру уставного капитала аудиторских организаций, создается реестр и планируются другие законодательные изменения, способствующие росту рынка и популяризации профессии.
Во-вторых, рынок стагнировал из-за проблем со спросом. Есть список компаний, которым по законодательству необходимо каждый год проходить аудит. Не все относились к этому требованию серьезно. В услугах международного уровня заинтересованы были некоторые банки и акционерные общества.
Но за прошедшие два года мы видим, что рынок растет. Основная причина — интерес международных компаний и инвесторов, а они свою очередь доверяют услугам большой четверки (Delloite, PwC, Ernst & Young, KPMG) в Узбекистане. Другая причина — заинтересованность местных игроков в международных инвесторах.
Фото: Равшан Нугманов / Spot
Реформы в Узбекистане: нужны прозрачные правила игры
Валютная либерализация позволила инвесторам беспрепятственно конвертировать прибыль. Это привело не к оттоку, а к еще большим инвестициям и инвестиционному интересу к экономике Узбекистана, мы предполагаем дальнейший реальный рост экспорта и инвестиций.
Касательно реформы налогового законодательства: концепция нового налогового кодекса подписана президентом, кодекс в новой редакции должен быть готов в начале следующего года. Более понятное и прозрачное налоговое законодательство приведет к улучшению имиджа Узбекистана, придаст больше уверенности нынешним и потенциальным инвесторам.
KPMG участвовала в написании концепции и получила благодарственное письмо от Национального агентства проектного управления, и мы рады, что смогли внести свою лепту в происходящие реформы.
В данный момент происходят изменения в аудиторском законодательстве и в бухгалтерском учете, Министерство финансов активно привлекает нас к проработке реформ, и мы поможем принести сюда международный опыт.
Начата реформа по оценочной деятельности, государство признало, что необходимы изменения в этой сфере, мы считаем, что в этой, как и в других реформируемых областях, необходимы четкие, ясные и прозрачные правила игры для всех игроков.
Давно необходим рост услуг онлайн- и мобильного банкинга в Узбекистане, банковские отделения становятся менее востребованы по всему миру. Пока Узбекистан лишь на грани цифровизации в этой сфере, необходимо проработать вопрос с риском кибератак и сбоев, подумать о кибербезопасности.
Однако продвижение онлайн-банкинга потребует перестройки всех процессов управления банковской сферы изнутри. Мы к этому придем, вопрос лишь в том, как быстро к этому придем.
Фото: Равшан Нугманов / Spot
Интерес к Узбекистану со стороны зарубежных инвесторов растет
KPMG — глобальная компания, но каждый национальный офис — независимое юридическое лицо. Cовет директоров находится в Москве. Управляющий партнер Нодирбек Вахидов базируется в российском офисе, все решения в основном принимаются между нами и Москвой.
Все принципы работы и политики согласованы с глобальным офисом, однако управленческие решения, например, по поводу расширения или обслуживания части клиентов, решаются на месте и согласовываются с московским офисом.
Значительная часть клиентов — это глобальные клиенты KPMG, они обращаются к нам, когда заходят на рынок Узбекистана. Часто процесс проходит сначала через офисы KPMG в их основных странах.
Редко когда глобально компания обслуживается одной аудиторской фирмой, а здесь — другой. Обычно все находятся под одним зонтом: к примеру, головной офис в США обслуживается KPMG, и в других странах эта компания старается работать только с KPMG, чтобы получить одинаковое качество услуг, и чтобы было лучшее взаимодействие между офисами.
Сейчас много сил уходит на общение с потенциальными инвесторами, мы предварительно консультируем многие глобальные компании, знакомим их с рынком и возможностями в Узбекистане.
Интерес увеличился из-за изменений в законодательстве, включая валютную либерализацию, запланированное изменение налогового законодательства, на подходе упрощение таможенного регулирования, рост количества и качества госуслуг через электронные сервисы, вероятное изменение банковского регулирования.
Часто привлекаем потенциальных инвесторов и наших клиентов через семинары, которые проходят за рубежом.
Мы видим интерес со стороны госкомпаний, участвуем в официальных тендерах, которые устраивают госпредприятия. Нам интересны не только иностранные компании, но и местные игроки.
Фото: Равшан Нугманов / Spot
В Узбекистане мы работаем на перспективу
Мы уже набрали клиентов, но еще работаем на перспективу. Видим большой интерес как со стороны зарубежных инвесторов, так и со стороны местных компаний.
Каждую неделю мы встречаемся с потенциальными зарубежными инвесторами, они задают вопросы по налоговому законодательству, валютному законодательству, прощупывая почву по поводу изменений в бизнес-климате Узбекистана.
Мы развиваем все линии услуг: это не только аудит, но и налоговое консультирование, управленческое консультирование, консультирование по управлению рисками, включая deal advisory.
У нас уже есть клиенты по всем четырем направлениям, однако подход в каждом направлении отличается. Так, в deal advisory мы участвуем в больших проектах, когда иностранный инвестор решает зайти на рынок Узбекистана, но сам процесс сделки может затянуться по времени.
Мы консультируем по различным вопросам, к примеру, в какой форме открыть юридическое лицо, в какой форме должен быть капитал, позже помогаем купить необходимое предприятие, акции или другие активы. После того как инвестор зашел, оказываем ему аудиторские услуги.
По разным типам услуг у нас разные клиенты, в основном это международные глобальные клиенты и их дочерние предприятия. Среди них «Лукойл», Beeline, GM Powertrain, «Ахангаранцемент» («Евроцемент груп»), Indorama Kokand Textile, «Максам-Чирчик», Huawei, а также Фонд реконструкции и развития Узбекистана и другие.
Среди наших крупных налоговых клиентов — General Motors, Sandoz / Novartis, Philip Morris, AT Kearney, Vimpelcom, Ronesans Construction, Dahua, Technip, Nordgold, UPB. Наш персонал также задействован в проектах наших других офисов, в том числе в Казахстане и России.
Фото: Равшан Нугманов / Spot
Развиваем таланты, предвосхищая рост экономики
В стране есть проблема с кадрами как с готовыми специалистами. Скажем, очень сложно найти готового специалиста с богатым опытом на должность менеджера в консалтинговые услуги.
Поэтому первоначальный костяк опытных людей нашелся через сарафанное радио. Пришли люди из других аудиторских фирм. Отбор проходил из нескольких этапов, включая различные тесты и интервью.
Мы с первого дня начали участвовать в ярмарках вакансий, которые проходят в вузах Узбекистана. Нанимаем выпускников WUIT (Международный Вестминстерский университет в Ташкенте), MDIS Tashkent (Сингапурский институт развития менеджмента в Ташкенте), Ташкентского финансового института, Ташкентского государственного экономического университета.
Все наши аудиторы в течение двух-трех лет получают квалификацию АССА (Association of Chartered Certified Accountants), мы обеспечиваем их необходимыми ресурсами, многочисленными книгами, курсами для самостоятельного обучения.
В итоге наши кадры обладают международным сертификатом и становятся востребованы по всему миру. Помимо этого, часть аудиторов сдавали и продолжают сдавать квалификационные экзамены в Министерстве финансов и получают аттестат квалифицированного аудитора.
Развиваем мы местные таланты, предвосхищая рост экономики и спроса на наши услуги. В Узбекистане много государственных акционерных обществ, и государство в последние пару лет показывает интерес в том, чтобы развивать эти компании и вывести их на международный уровень, чтобы их товары и услуги стали конкурентоспособными, и чтобы в них вкладывались зарубежные инвесторы.
Ранее Spot писал, что «большая четверка» консультирует рабочую группу по созданию нового налогового кодекса.