Проблемы с YouTube в Узбекистане начались в ночь с 3 на 4 октября. Сначала были сложности с просмотром видео, а затем сайт и вовсе начал периодически не открываться.

Начиная с того же дня сервис Downdetector показывает, что проблема накрыла практически весь Узбекистан, причем в других странах если неполадки и появляются, то время от времени и не так ярко выражены:

Если Facebook в сентябре стабильно не работал практически у всех, то с YouTube проблема получила «веерный характер», когда в разных частях страны с разных устройств и в разное время доступ периодически то появляется, то снова исчезает.

Проведенный Spot опрос показал, что лишь у 14% YouTube работает без проблем. Большинство (44%) сообщило, что сервис иногда работает, иногда нет. Еще 36% ответили, что открывается только с VPN, 7% признались, что не пользуются сервисом.

О наличии проблемы говорит и тот факт, что пользователи начали искать причину в поисковиках. Как видно на графике, люди начали задаваться вопросом 3 октября, в день, когда впервые стало известно о неполадках. В дальнейшем количество переходов хоть и начало падать, но запросы продолжают поступать:


Пользователи пытаются решить проблему посредством ставшего уже привычным VPN, который снова вышел в лидеры по количеству скачиваний, а также самого приложения YouTube.

Это привело к тому, что приложение для iOS в Узбекистане уже больше 10 дней является самым скачиваемым, хотя до этого с трудом входило в первую десятку:

Похожая ситуация с VPN Proxy Master, количество закачек которого тоже начало расти в октябре (в сентябре приложение скачивали для доступа к Facebook):


Почему это проблема

«Мы обеспокоены ситуацией, складывающейся с перебоями доступа к YouTube, так как этот видеохостинг занимает значительную долю от всего нашего интернет-трафика. Любые ограничения YouTube означают моментальное сокращение пользования Интернетом и, как следствие — падение выручки провайдеров, не говоря уже о раздражении и недовольстве пользователей Сети», — сообщил Spot генеральный директор Beeline Uzbekistan Дмитрий Шуков.

И поскольку число жалоб по поводу нестабильной работы YouTube, поступающих в call-центр компании, составило почти 30 000 с начала октября, Beeline принял решение направить письменное обращение в Инспекцию по контролю в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий при Мининфокоме.

«Хотелось бы надеяться, что сотрудники инспекции примут меры к всестороннему исследованию ситуации, выявлению причин и ответственных за деградацию сервиса YouTube, чтобы положить конец очевидному нарушению прав потребителей — абонентов», — сказал Шуков.

По его словам, особенную озабоченность вызывает отсутствие официальной и достоверной информации о происходящем.

Действительно, в сентябре, когда не работал Facebook, «Узбектелеком» сделал заявление, что не имеет к этому отношение. В компании отметили, в ряде СМИ появилась информация о блокировке социальной сети со стороны национального оператора, что является неправдой.

Там же отмечали, что сбой не локализован и носит глобальный характер: с аналогичными проблемами сталкиваются и другие страны Центральной Азии и Северной Европы.

В этот раз компания не выступила с сообщением, но в пресс-службе на запрос Spot о том, почему не работает YouTube, ответили, что «Узбектелеком» не причастен и прокомментировать проблему не могут. Что касается Мининфокома, то там тоже предпочитают не комментировать ситуацию.

Меж тем, проблемы с YouTube негативно сказываются не только на операторах, но и на других предпринимателях:

«Элементарно не можем залить видео для клиентов. Пользуемся VPN, но скорость очень плохая. Мне повезло: когда был нужен YouTube, я был в Казахстане, там на 4G предоставляют безлимитный доступ к YouTube. Если очень нужно, можно ловить 4G на границе», — сказал Акмаль Салихов, основатель студии VRonica, где занимаются разработкой 3D-проектов в виртуальной и дополненной реальности.

По его мнению, проблемы, возможно, связаны с расширением канала, которое должно произойти до конца года.

«Может, связано с тем, что „Узбектелеком“ пытается расширить внешний канал, соответственно, надо провести много мероприятий. Самые посещаемые сайты и создают основные проблемы. Может, они пытались кэшировать их, чтобы уменьшить потребление трафика, может, что-то еще», — сказал Салихов.

Отсутствие официальной информации приводит к тому, что пользователи сами пытаются найти причину и распространяются всевозможные гипотезы, вплоть до фантастических. Волну подхватывает зарубежные СМИ, публикуя материалы с вот такими заголовками:


На прошедшей 3 октября панельной дискуссии «Лаборатория бизнеса», которая была посвящена теме сбоев в работе социальных сетей их последствий, среди гостей присутствовал иностранный предприниматель, который заметил, что подобные инциденты с отсутствием официальной позиции негативно влияют на имидж страны.

В глазах скольких еще иностранных инвесторов Узбекистан кажется страной, где в любой момент могут перестать работать крупнейшие в мире социальная сеть и видеохостинг без какого-либо объяснения, можно лишь догадываться.

Но очевидно, как точно отметил руководитель Beeline Uzbekistan, что необъяснимое молчание со стороны ответственных ведомств только усугубляет ситуацию.

И это сильно контрастирует на фоне того, что на самом высшем уровне важность YouTube уже признана — сервис вошел в 81 целевой показатель, по которым Узбекистан должен улучшить свои позиции до 2030 года.

В частности, в Стратегии инновационного развития, утвержденной президентом, указано, что сейчас у страны отсутствует рейтинг загрузки видео на YouTube (в качестве источника в постановлении указаны данные самого видеохостинга, Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН Comscore). К 2030 году целью указан показатель 74.0.