Как ранее писал Spot, в Узбекистане не успевают написать новый Налоговый кодекс к 1 январю 2019 года, как было запланировано раньше.
Сергей Шаталов, бывший заместитель министра финансов России, которого правительство недавно привлекло к работам по налоговой реформе в Узбекистане, в рамках передачи «Студия 24» объяснил это тем, что задачу просто технически невозможно выполнить к указанному сроку:
«Все с нетерпением ждали [принятие нового Налогового кодекса], конечно же, поскольку 1 января должна стартовать налоговая реформа, чтобы было хорошее законодательное обеспечение. Президент тоже сказал, [что] надо принять Налоговый кодекс, надо в нем решить все принципиальные вопросы, он должен стать законом максимально прямого действия, минимум ссылок, все ставки должны быть указаны в Налоговом кодексе, налогоплательщики и налоговые органы должны четко представлять себе все свои обязанности, но, на самом деле, это очень-очень серьезная задача и я думаю, что её просто технически невозможно выполнить в оставшиеся два месяца», — сказал Шаталов.
По его мнению, разумно сделать иначе — внести необходимые поправки в действующий кодекс и, в оставшееся время, до весны 2019 года, выполнить ту задачу, которую ставил президент.
Что будет со ставками
В конце июня президент подписал указ о налоговой реформе, которым с 1 января вводятся новые ставки, отменяются некоторые платежи.
На вопрос, что будет с этими новыми ставками, не отменятся ли и они, Шаталов ответил, что налоговая реформа стартует и без нового кодекса.
«Реформа, которая была объявлена и должна стартовать с 1 января — обязательно стартует», — сказал Шаталов.
По его словам, все подготовительные действия фактически завершены. Налоги, которые должны быть отменены, в первую очередь, оборотные налоги, отменяются. Новые пониженные ставки — стартуют.
«Другое дело, что законодательное обеспечение, так как это должно быть прописано в самом лучшем варианте, чуть-чуть опаздывает», — сказал Шаталов.
Там же эксперт отметил, что это, с другой стороны, позволит увидеть те ошибки и шероховатости, которые возможно будут, когда стартует реформа. Это позволит быстро подкорректировать текст и получить значительно более качественный продукт.
Что будет с НДС
Шаталов отметил, что налог на добавленную стоимость (НДС) сложный, и многим с 1 января придется столкнуться с ним практически впервые. Сегодня примерно 8 тыс. плательщиков НДС, с нового года их станет около 30 тыс. Ставка осталась в 20%.
«Очень много озабоченности, прежде всего, у населения, у бизнеса в отношении того, что эта ставка приведет к росту цен. Этого нельзя допустить», — сказал Шаталов.
Он отметил, что правительство и эксперты слышат обеспокоенность тех налогоплательщиков, у которых появится 20% налог с оборота, потому все сейчас работают над мерами по адаптации нового режима, чтобы все это было завершено к 1 января.
«Сегодня обсуждается, и я думаю, что, скорее всего, такое решение будет принято, то, чтобы ввести упрощенный НДС для тех налогоплательщиков, которые имеют не слишком большие обороты, например, от 1 до 4 млрд сумов в год», — сказал Шаталов.
Он отметил, что для них появится расчетный НДС ниже 20%, который позволит решить проблемы. При этом, правда, остаются технические вопросы, вроде того, «как обучить налогоплательщиков и налоговые органы, чтобы все это работало как часы».
Что будет с налоговым администрированием
Шаталов отметил, что и тут, за последние 10−15 лет, накопился ком проблем. Соответственно, нужно очень серьезное совершенствование.
В качестве примера приводится Россия, где администрирование находится на совершенно ином качественном уровне по сравнению с Узбекистаном — внедрены электронные сервисы, которые удобны как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов; установлен минимальный контакт между сторонами, работает удаленный доступ и сервисно-ориентированная служба.
«Это не погоня за налогоплательщиком с тем, чтобы снять с него скальп, а помощь налогоплательщику, чтобы он правильно исполнял законодательство и своевременно уплачивал налоги. Это процесс и долгий путь», — сказал Шаталов.
Эксперт отметил, что для того, чтобы ввести в Узбекистане такие технологии, нужна большая серьезная работа — нужно проанализировать все бизнес-процессы, построить программы, сделать информационное обеспечение.
«Работа большая, длительная, дорогая. Насколько мне известно, Международный валютный фонд даже готов выделить специально под это деньги. Нужно, чтобы они правильно были освоены», — сказал Шаталов.
Там же он отметил, что ответственные ведомства для этого должны принимать активное участие, а не ждать, что им предложат.
Что будет с ценами
Шаталов признался, что очень хорошо понимает обеспокоенность граждан, так как с 1 января, по сути, произойдет переход на совершенно новую систему.
Там же он напомнил, что налоговая нагрузка заметно снижается, отменяется большое количество налогов, вводится плоская шкала, будут приняты адаптационные меры, так что, в целом, в руководстве не ожидают сильного скачка цен и других неприятных особенностей проведения налоговой реформы.
«Я уверен, что граждане почувствуют налоговое послабление. Я видел материалы, которые готовятся, чтобы все работало, какая серьезная проводится работа, так что, думаю, все будет хорошо», — сказал Шаталов.
Ранее налоговый консультант Татьяна Шалунова специально для Spot объясняла, как изменения в налогообложении отразятся на налоговой нагрузке предприятий.