Основатель korzinka.uz Зафар Хашимов прокомментировал высказывание инвестиционного консультанта Райнера Майкла Прайсса о том, что после выпуска евробондов Узбекистан может попасть в кризис развивающихся рынков.
Предприниматель назвал это «полной чепухой» и отметил, что облигации на $300 млн, и даже в несколько раз больше, не могут ничего сотворить с нашей экономикой ни в одну, ни в другую сторону.
«Размер совсем не тот, чтобы это имело какое-то значение на ход или масштабы не только мировой экономики, но и на нашу экономическую стабильность в целом. Таких транзакций сотни, если не тысячи, в день проходят на мировых финансовых площадках почти незамеченными», — сказал Хашимов.
По его словам, облигации — это всего лишь датчик, который определит, где находится кредитный рейтинг Узбекистана на мировой финансовой карте.Он также отметил, что это очень важный шаг и отличный опыт для Узбекистана, если у страны есть амбиции когда-либо стать участником мирового финансового рынка.
«Поставим точку на этой конкретной теме суверенных еврооблигаций на $300 млн. Надеюсь, не нужно быть нобелевским лауреатом по экономике или профессором математики, чтобы понять несоразмерную маргинальность суммы этих облигаций в масштабах экономики нашей страны», — сказал Хашимов.
Предприниматель также прокомментировал слова Прайсса о том, что одна из причин, по которой не ослаб узбекский сум, заключается в том, что у страны практически нет долгов, и только сейчас она начинает открывать свои двери.
По его словам, думать, что финансовая огражденность спасет от мирового кризиса, это все равно что надеяться на то, что незнание основ медицины и избегание посещения врачей спасут от болезней.
«Прежнее руководство республики постоянно хвалилось тем, как замкнутость от мировых финансовых рынков спасало нас от мировых кризисов. Всегда громко заявляли, что мудрая экономическая изоляция помогает нам избегать кризисы. Но в результате, со всеми этими кризисами, и особо острыми среди них в 1998, 2000, 2008, 2014 годах, наша экономика все равно очень сильно отстала, даже от ближайших своих соседей, которые вкусили эти кризисы, как говорится, вплотную», — отмечает владелец korzinka.uz.
Он также подчеркивает, что на самом деле, Узбекистан закрытость никак не спасла. Наоборот, чувствовались эти кризисы гораздо сильнее, просто не признавали это.
Хашимов напомнил, что в результате кризиса, несмотря на всю закрытость, доллар в 2008 году вырос на реальном (черном) рынке с 1400 сумов до 3000 сумов за считанные месяцы, что было гораздо хуже, чем в России или в Казахстане, не говоря о Европе, Турции и других странах.
Как отметил предприниматель, если там кризис приносил с собой и позитивные ноты, в виде оздоровления перспективных отраслей, рыночную коррекцию и оптимизацию, списание и избавление токсичных или сильно не здоровых сторон экономики, то в Узбекистане принимали эти горькие пилюли без всякой пользы или даже надежды на улучшение.
Именно поэтому активные участники мировой экономики после кризиса моментально переходили на высокие темпы роста, словно мячик отскочивший от пола, тогда как экономика Узбекистана пребывала в постоянной стагнации и упадке, пробивая одно дно за другим.
«Поэтому, если уж мирового экономического и финансового кризиса и теперь не миновать, что, кстати, тоже, неоднозначно и не бесспорно, то пытаться изолироваться от него, путем закрытия экономики и замыкания в себе, это все равно, что пытаться запереться в каюте тонущего корабля», — подытожил Зафар Хашимов.
Ранее Spot писал, что Узбекистан больше года готовится к выпуску своих первых евробондов. В качестве главного финансового консультанта при получении суверенного кредитного рейтинга и эмиссии суверенных облигаций выбран консорциум банков во главе J.P. Morgan Chase.
Правительство будет размещать облигации не ради привлечения средств, а ради создания бенчмарка для узбекского рынка.
Привлеченные деньги планируется направить на инфраструктурные проекты — строительство, реконструкцию и капитальный ремонт доступного жилья, автомобильных дорог, улучшение питьевого водоснабжения, канализации, благоустройство городов, а также на государственные программы «Обод кишлок» и «Обод махалля».
Специально для этого Одилбек Исаков, несколько лет проработавший в британском банке HSBC, назначен начальником Управления суверенных государственных, корпоративных (банковских) долговых обязательств и государственного долга Министерства финансов, советником министра.