Как ранее писал Spot, Украина проводит антисубсидиционное расследование против легковых авто из Узбекистана, которое началось на основе жалобы ассоциации украинских автомобилестроителей «Укравтопром».
Тогда было установлено, что в жалобе приведено достаточно информации, свидетельствующей о том, что узбекские производители легковых автомобилей могли получать субсидии от правительства Узбекистана и пользоваться отдельными льготами от таких субсидий.
Там же говорится, что имеется достаточно информации о том, что импорт в Украину легковых автомобилей из Узбекистана осуществляется в таких объемах и на таких условиях, что мог причинить существенный вред украинскому товаропроизводителю.
Член фракции УзЛиДеП в нижней палате парламента Узбекистана Эркин Халбутаев, комментируя эту ситуацию, отметил, что по его мнению, тут случай явного протекционизма позиций национальных производителей со стороны украинских властей.
«Данные действия никак не могут быть охарактеризованы как рыночные. Они в корне нарушают принципы справедливой конкурентной борьбы. И уж, конечно, такие действия не могут быть приняты как дружественный акт по отношению к Узбекистану. Наши украинские партнеры не учитывают сложившийся существенный дисбаланс в нашей взаимной торговле. Стоит напомнить, что объем импорта из Украины в Узбекистан более чем в три раза превышает экспорт наших товаров в эту страну», — сказал Халбутаев.
Депутат Расул Кушербаев — член Комитета по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса напомнил, что по экспертным оценкам на многих национальных рынках сахара в текущем году ожидается профицит.
Он отметил, что среди стран-производителей идет активная борьба за получение доступа на внешние рынки. Одним из таких перспективных направлений является Узбекистан.
Кушербаев заметил, что, несмотря на свои производственные возможности, Узбекистан находится в числе стран с большим долевым объёмом импорта сахара.
«При этом находятся страны-импортеры сахара на узбекский рынок, а именно Украина, которые пытаются ввести ограничительные меры в отношении нашего экспорта, несправедливо обвиняя нас в субсидировании отдельных секторов экономики. Так давайте же реально просубсидируем развитие своей сахарной промышленности. Добьемся самодостаточности в данной сфере. Это будет достойный ответ на недружественные, нерыночные действия партнеров по международной торговле», — сказал Кушербаев.
По его мнению, правительство и соответствующие министерства Узбекистана должны в срочном порядке определить «адекватные ответные меры на дискриминационные меры против узбекистанских производителей на украинском рынке».
Депутат Абдурашид Тухтабаев — член Комитета по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты Олий Мажлиса сообщил, что до сих пор, при осуществлении поставок на узбекистанский рынок фармацевтической продукции имеют место случаи нарушения национального законодательства Узбекистана и стран-изготовителей.
По его словам, страны, добивающиеся гармонизации своего законодательства с законодательством Европейского Союза, должны придерживаться Директивы ЕС, что требует от них изготовления фармацевтической продукции в соответствии с «Руководством по надлежащей производственной практике лекарственных средств» (GMP ЕС).
В соответствии с данными требованиями принято, чтобы изготавливаемые и распространяемые в третьих странах мира препараты, предназначенные не только для сбыта в стране-изготовителе, но и для экспорта, соответствовали нормам GMP.
«Настало время для введения в отношении производителей отдельных стран, в частности Украины, исполнения требований регионального гармонизированного законодательства,
т. е. экспортировать лекарственные средства (не расфасованные или расфасованные активные ингредиенты) в Узбекистан исключительно при наличии действующего сертификата GMP. Это, несомненно, повысит качество поставляемой продукции, поставит заслон недобросовестной конкуренции», — сказал Тухтабаев.
Ранее посол Узбекистана в Украине Алишер Абдуалиев, комментируя расследование, отмечал, что это не первый случай, когда страну пытаются в чём-то обвинить, оказать воздействие и, тем самым, ограничить ввоз автомобилей.
«На этот раз украинская сторона будет изучать вопросы субсидирования государством автомобильной промышленности. До этого были антидемпинговые расследования. Тогда мы обоюдно в рабочем порядке, как нормальные партнерские страны поработали, приняли решение и сняли с повестки дня острые вопросы», — говорил Абдуалиев.
По его словам, на этот раз узбекская сторона также предлагает изучить вопрос в формате рабочих консультаций. По мнению господина посла, Узбекистан и Украина, которые дважды находятся в зоне свободной торговли, мы должны делать все, для того, чтобы предприятия имели доступ к рынкам сбыта своей продукции.