Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил создать бюджетную авиакомпанию. В мае, по планам Air Astana, лоукостер уже начнет работать. Решение о создании компании уже принято на совете директоров Air Astana, сообщил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек. Об этом пишет Forbes Kazakhstan.
Касымбек подчеркнул, что это «нормальная практика», поскольку «все крупные авиакомпании имеют соответствующие бюджетные подразделения».
«Мы планируем, что Air Astana за полгода создаст компанию. В следующем году компанией будет приобретено порядка восьми новых судов, и часть этих судов пойдет на новую авиакомпанию», — добавил он.
Он также сообщил, что ожидается значительное снижение цен. По данным Air Astana, сегодня средняя цена в направлении Астана — Алматы составляет 32−34 тыс. тенге, лоукостер же сможет предоставить цены примерно на 16−18 тыс. ниже.
Достигнуто это будет за счет того, что количество посадочных мест будет больше, расстояние между креслами будет меньше, багаж будет идти отдельно.
Национальный лоукостер Узбекистана
В Узбекистане тоже планируют создать лоукостер, об этом говорили в начале года.
В рамках сессии Международного пресс-клуба в Ташкенте 28 февраля заместитель генерального директора компании Умид Хусанов в беседе с корреспондентом Spot сообщил, что НАК изучает международный опыт и разрабатывает программу сертификации эксплуатанта лоукостера.
Отмечалось, что лоукостер будет оформлен в качестве дочерней компании «Узбекистон хаво йуллари», а билеты тут будут значительно дешевле. К примеру, из Ташкента в Москву можно будет прилететь за $100 (сейчас билет НАК по маршруту Ташкент — Москва, в зависимости от даты, стоит $300−350 и выше).
По его словам, основными направлениями, скорее всего, будут Турция, Египет, Россия. Будет летать лоукостер и внутри страны. Сообщалось, что работы по созданию лоукостера планируется завершить уже до конца этого года.
В дальнейшем эти планы были официально закреплены постановлением президента «О мерах по обеспечению безопасности граждан Республики Узбекистан во время их выезда на транспорте за пределы республики для осуществления временной трудовой деятельности».
Документом поручалось «Узбекистон хаво йуллари» до 1 мая 2018 года внести в Кабинет Министров конкретные предложения по созданию низкобюджетной авиакомпании. Ожидалось, что она предложит сниженные тарифы трудовым мигрантам.
С тех пор официальных сообщений о работах над созданием национального лоукостера не поступало.
Между тем Узбекистан остается одним из аутсайдеров Азии по уровню проникновения лоукостеров — их доля составляет 0,1%. В страну летает единственный лоукостер — Air Manas, который совершает два раза в неделю рейсы между Ташкентом и Бишкеком. Хуже дела обстоят только в трех странах — Бутане, КНДР и на Кокосовых островах.
В конце апреля сообщалось, что турецкая авиакомпания Pegasus хочет создать в Узбекистане лоукостер, но и про нее с тех пор новых данных не поступало.
Spot обратился с запросом в НАК «Узбекистан хаво йуллари» по этому поводу и ждет ответа.