Либерализация цен останется ключевой темой структурных реформ Узбекистана, говорится в заявлении Международного валютного фонда.
Либерализация цен на хлеб в сентябре имела большое значение для стимулирования фермерского сектора переходить на практики производства зерна, в большей степени основанные на рыночных принципах.
Объявленный рост регулируемых цен на энергоносители в середине ноября является важным и заслуживающим одобрения шагом по устранению потерь на государственных предприятиях сектора энергетики; данный рост также усилит стимулы по экономии энергии и может привлечь иностранных инвесторов в данный сектор.
Узбекистан выбрал постепенный подход к либерализации цен, чтобы снизить ее краткосрочные социальные и производственные издержки.
Постепенный подход также определяется высокой неопределенностью, связанной с оптимальными исходными параметрами себестоимости, и необходимостью выиграть время для создания механизмов, гарантирующих выполнение нормативных требований, с целью поддержки конкуренции и обеспечения регулирования рынков, освобожденных от ограничений.
С учетом данного постепенного долгосрочного подхода, миссия отметила важность следующего:
- четкого информирования общественности о том, почему происходит либерализация цен;
- снижения неопределенности для фирм и домохозяйств путем публикации предварительного календарного плана регулируемых повышений цен и либерализации на следующие 1−2 года;
- защиты уязвимых слоев населения путем улучшения адресности действующей системы социального обеспечения.
Ценовую либерализацию следует дополнить реформой государственных предприятий.
Учитывая масштабы необходимых реформ, правительство приняло методологию последовательной трансформации одного предприятия за другим.
Первоначально реформы будут направлены главным образом на компании энергетического сектора с последующей реформой транспортных компаний, особенно национальной авиакомпании, и других государственных предприятий.
Повестка дня данной реформы включает надлежащие шаги по раздроблению сфер деятельности государственных предприятий, избавлению от несвойственных функций и совершенствованию управления путем разделения управления, надзора и регулирования.
При этом разработка дорожной карты реформ, в которой будет отражена общая стратегия преобразования сектора государственных предприятий, станет полезным дополнением для методологии трансформации одного предприятия за другим.