На этой неделе выяснилось, что основатель Alibaba Group и самый богатый китаец Джек Ма состоит в Коммунистической партии Китая.
Ответ, почему в стране с коммунистической идеологией так много миллиардеров, можно найти, если вернуться на 40 лет назад, когда Дэн Сяопин начал масштабные реформы, превратившие потрепанный и находившийся в состоянии необъявленной гражданской войны Китай в страну со второй по величине экономике мира.
«Необходимое зло»
По индексу Bloomberg из 500 самых богатых людей мира 38 проживают в Китае. По данным исследовательской компании Wealth-X из 2754 миллиардеров 338 (12%) живут в Китае. По данным UBS Group AG миллиардеры в Китае появляются быстрее, чем в США:
То, что в коммунистической стране людям позволяют быть значительно богаче окружающих в Китае называют «необходимым злом».
Партия заявляет одной из основных задач продвижение фундаментальных интересов подавляющего большинства китайцев.
Дэн Сяопин, который в 70-х годах прошлого века заявил, что «нищета — это не социализм», решил, что можно достичь всеобщего благосостояния, если позволить отдельным людям разбогатеть.
Это, по расчетам Сяопина, позволило бы получить средства и механизмы для того, чтобы остальные в стране жили лучше. Так оно и случилось — после его реформ около 700 млн человек в Китае были выведены из бедности.
По заветам Карла Макса с долларом в руке
В основе Коммунистической партии Китая лежит один тезис — «наивысшая идеальная и конечная цель — это реализация коммунизма».
Но так как никто и никогда не определял, когда нужно этого достичь, то партийные лидеры получают огромное пространство для маневров на этом пути. Это позволяет сосуществовать на территории страны в мире и согласии абсолютно разным взглядам.
Так, к примеру, Мао Цзэдун, несмотря на разрушительные шаги, которые привели к голоду и фактически гражданской войне, по-прежнему почитается, как и Дэн Сяопин, который внедрил в стране рыночную экономику и привлек первые иностранные инвестиции.
Более того, в этом году в стране широко отметили 200-летие со дня рождения Карла Маркса и подарили его родному городу его небольшую статую.
Коммунизм как утопия, социализм как реальность
Официально Китай рассматривает коммунизм как современную утопию: каждый будет коллективно владеть средствами производства, все граждане будут работать на общее благо, все будут равны, а богатство будет распределяться на основе потребностей.
Независимо от того, насколько вообще реальна такая цель или нет, партия решила, что прежде надо построить социализм, а уж потом думать о коммунизме (то самое пространство для маневров).
Построить социализм Китай планирует до 2035 года. В стране это видят как превращение в мирового лидера в области инноваций с абсолютным верховенством закона и одной из самых привлекательных в мире культур.
Ожидается, что люди будут жить комфортно, каждый будет иметь доступ к основным общественным услугам, а неравенство в доходах, особенно между городскими и сельскими районами, будет значительно сокращено.
Чем больше очень богатых, тем меньше очень бедных
Коммунистическая партия Китая полностью поддерживает частный бизнес и предпринимательский дух как движущую силу экономического роста и создания новых рабочих мест. Проще говоря, в стране решили, что чем больше будет очень богатых людей, тем меньше будет очень бедных.
Безусловно, сильный разрыв между богатыми и бедными совсем не вписывается в коммунистическую идеологию, и правительство активно работает над тем, чтобы сократить это неравенство.
Одним из способов, к примеру, является сокращение налоговой нагрузки на бедные слои населения с введением сборов за имущество, что должно увеличить нагрузку на богатые слои.
Партия, при всем своем хорошем отношении к богатым гражданам, все равно остается коммунистической и строго следит за теми, кто много зарабатывает.
К числу громких дел относится истории с У Сяохуи, основателем Anbang Insurance Group Co. и финансистом Сяо Цзяньхуа из Tomorrow Holding Co. которым было приказано отказаться от многих своих финансовых активов.
Некоторые из предпринимателей и вовсе пропали без вести: компания Landing International Development Ltd. увидела, что ее стоимость резко упала после того, как ее бывший миллиардер-председатель Ян Чжихуй загадочно исчез, хоть он и вернулся три месяца спустя.
Другие, такие как Го Венгюй, бежали за границу: в этом месяце он объединился с бывшим главным стратегистом президента США Дональда Трампа Стивом Бэнноном, чтобы привлечь $100 млн для поддержки расследований случаев смерти и исчезновений китайских руководителей, политиков и общественных деятелей.
Несмотря на все это, многие предприниматели-миллиардеры активно участвуют в политической жизни страны, что дает им возможность влиять на картину дня и лоббировать те или иные интересы на пути к светлому будущему во славу социализма.