Центральный банк назвал основные риски для макроэкономической ситуации Узбекистана, которые внес в опасный (альтернативный) сценарий развития экономики в 2019—2021 года.
Ухудшение экономической ситуации в России и других основных партнерах
Это, в первую очередь, приведет к тому, что сократятся объемы международных переводов и экспорта, что, в свою очередь, приведет к сокращению предложений на валютном рынке, усилению девальвации национальной валюты, сокращению количества сумовых вкладов и росту инфляционного давления.
В этом случае ЦБ намерен принять меры по смягчению колебаний на внутреннем валютным рынке, ужесточить денежно-кредитную политику и снизить ликвидность в банковской системе, повысив, тем самым, привлекательность сумовых вкладов.
По итогам первого полугодия в Узбекистан перевели $2,3 млрд. Из них, с учетом суммы ввезенной наличной иностранной валюты ($0,6 млрд), $1,1 млрд или 39% отнесены к переводам, 77% которых приходится на Россию. По данным ЦБ РФ, в Узбекистан из России прислали за первые шесть месяцев около $1,8 млрд.
Таким образом, если ситуация в России ухудшится, то это приведет к резкому сокращению вторичных доходов населения Узбекистана. Сейчас, к примеру, в отдельных областях доля переводов в общей структуре доходов достигает 30%.
Что касается основных торговых партнеров, то это снова Россия, а также Китай и Казахстан. Ухудшение ситуации в основных странах-партнерах уже отправляло сум в пике.
Снижение цен на основные товары экспорта
В первую очередь, снизится объем поступлений от экспорта и появится девальвационное давление.
Эти факторы, в свою очередь, приведет к тому, что экспортеры столкнутся с финансовыми сложностями, вырастет риск невозврата кредитов, снизится объем внутренних инвестиций.
ЦБ, в этом случае, даст возможность выполнения обменным курсом функции автоматического стабилизатора, повысит пруденциальные требования для недопущения проблемЮ которые возникнут в той или иной отрасли, в банковскую систему страны.
По итогам января-октября 2018 года внешнеторговый оборот Узбекистана составил $25,7 млрд и увеличился на 15,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Правда, объем экспорта составил $10,2 млрд (снизился на 4,1%), а импорта — $15,5 млрд (вырос на 34,4%). Сальдо внешней торговли оказалось с минусом в $5,2 млрд.
Рост индекса доллара США
Валюты в основных странах-партнерах потеряют в ценности, что приведет к сокращению объема денежных переводов и усилению девальвационных ожиданий.
ЦБ, в этом случае, займется объяснением населению и бизнесу структурных факторов изменения обменного курса, предотвращением резких колебаний на внутреннем валютном рынке, повышением привлекательности активов в национальной валюте.
Сум активно укреплялся по отношению к доллару с февраля по сентябрь. С тех пор курс доллара США практически каждую неделю устанавливает новые рекорды.
Ужесточение денежно-кредитной политики ведущих центральных банков
Это приведет к тому, что инвестиции уйдут из развивающихся стран (куда входит Узбекистан) в развитые страны, снижению темпов экономического роста в основных странах-партнерах и росту инфляции.
В результате, в этих странах снизится потребность в экспортируемых Узбекистаном товарах и поток прямых иностранных инвестиций, а также повысится давление на счета текущих операций (хотя бы потому, что эти страны начнут активнее поощрять свой импорт).
ЦБ, если всё это случится, внесет предложения по привлечению долгосрочных инвестиций у международных финансовых организаций, улучшению инвестиционного климата и росту опираясь на внутренние ресурсы.
Регулятор будет пристально следить за тем, как изменения на инвестиционном и внутреннем валютном рынках влияют на цены, и, в случае необходимости, будет использовать инструментарий денежно-кредитной политики.
Ответные меры
Как видно из текста, все риски, в основном, внешние. В альтернативном сценарии с учётом ухудшения внешних и внутренних условий, а также не достижения ожидаемых результатов структурных реформ ожидается ускорение инфляции до 17−18% в 2019 году.
Центральный банк допускает такое развитие событий, и, в случае необходимости, ужесточит денежно-кредитную политику, рассмотрит вопрос повышения ставки рефинансирования, повысит как требования к кредитованию, так и пруденциальные требования. Не исключается и применение интервенций на внутреннем валютном рынке.