Доля недоброкачественной и контрафактной продукции на внутреннем рынке Узбекистана остается все еще высокой, говорится в материале Информационно-аналитического мультимедийного центра при Генеральной прокуратуре.

На днях было принято постановление президента, направленное на предотвращение нелегального ввоза в страну, производства и реализации отдельных видов товаров, обеспечение их эффективного учета, а также повышение собираемости налогов и других обязательных платежей.

«Умелый фальсификатор подделает все, что угодно. Убедиться в этом легко, побывав на любом базаре. Чем выше спрос на потребительский товар, тем больше у него шансов получить себе в конкуренты контрафактного клона», — говорится в сообщении.

Проблема в том, что он, во-первых, практически всегда производится в кустарных условиях, а значит, с нарушением санитарных и технологических норм и вреден для здоровья. Во-вторых, поскольку он изготовлен в теневой структуре, то сам характер такого производства предполагает уклонение от налогов — платежей в бюджет поступит меньше.

«Кроме того, создается нездоровая конкуренция, которая затрагивает интересы добросовестных производителей, отражаясь на их деловой репутации. В цивилизованных государствах с этим борются при помощи современных технологий, в том числе, маркировки товаров», — отмечается в сообщении.

Согласно международным исследованиям, 7%, или триллион долларов, мировой торговли приходится на контрафактную продукцию. При этом 30% всего потребляемого в мире алкоголя производится нелегально.

10% фармацевтических изделий считаются контрафактными, торговля ими за пять лет увеличилась на 90%. Поддельные медпрепараты приводят к фатальным последствиям — ежегодно почти 700 тысяч человек.

Поддельные сигареты содержат в шесть раз больше свинца, на 160% больше смолы и на 133% больше окиси углерода. $40 млрд ежегодно составляют бюджетные потери из-за незаконной торговли табачной продукцией.

В Узбекистане в 2017 году выявлено 764 факта контрабандного импорта товаров на 125,4 млрд сумов, а за семь месяцев 2018 года — 407 фактов на 80,4 млрд сумов.

Постановлением президента предусматривается введение поэтапной начиная с 1 августа следующего года обязательной маркировки импортируемых и производимых в стране изделий с использованием защищенной метки и нано-молекулярной технологии в зависимости от категории товара.

Утверждается перечень подлежащих обязательной маркировке товаров из 47 наименований, в числе которых бутилированная вода, соки, алкогольные и табачные изделия, спирт, топливо, удобрения и лекарственные средства.

В последующем этот перечень может дополняться в соответствии с решением Кабинета Министров страны, согласованным с Национальным агентством проектного управления. После того, как новые товары будут включены в перечень, их продажа без маркировки будет возможна только в течение 180 дней.

На рассмотрение Законодательной палаты Олий Мажлиса в течение двух месяцев будет внесен проект закона, предусматривающий установление ответственности за реализацию немаркированных изделий.

До 1 января следующего года Государственному налоговому комитету предстоит разработать порядок обязательной маркировки товаров с использованием защищенной метки и нано-молекулярной технологии.

Посредством конкурса, проведение которого возложено на НАПУ, до 1 февраля 2019 года определится оператор услуг маркировки, с которым будет заключен договор на срок от 5 до 10 лет с фиксацией стоимости оказываемых услуг на весь период его действия.

В том, что маркировка товаров приносит ощутимый эффект в достаточно короткие сроки убеждает международный опыт.

Например, в первый год ее внедрения в Турции доходы по налогам от продажи табачной и алкогольной продукции возросли на 34%, а в Малайзии в госбюджет поступило около $100 млн дополнительной прибыли. На рост показателей по этим параметрам вправе рассчитывать и Узбекистан.

Специалисты подсчитали: стоимость услуг по маркировке основных групп товаров варьируется в пределах от 5 до 25 евро на 1 000 единиц продукции. По нашему нынешнему курсу это примерно от 50 до 240 сумов, но уже на одно изделие. Это вряд ли повлияет на рост стоимости товаров, которые предложено маркировать.

В результате на рынке будет гораздо меньше фальсифицированной и контрафактной продукции.

«Права потребителей, в том числе на приобретение безопасных для жизни и здоровья изделий необходимого качества, а также получение достоверной информации о товарах и их производителях, будут надежно защищены», — говорится в сообщении.

Посредством увеличения маркируемых товаров не менее чем на 25% ежегодно ожидается и расширение налогооблагаемой базы, которая является еще и одним из источников финансирования особо значимых социально-экономических программ, осуществляемых в стране.