С 1 апреля 2019 года в процесс лицензирования деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом должны внедрить систему оформления лицензий и лицензионных карточек в электронном виде.
Это предусмотрено постановлением Кабинета Министров от 5 декабря, которое утверждает новое положение о лицензировании в этой сфере и размеры государственных пошлин.
И хотя документы приняты в новой редакции, существенных изменений в них не так много, обращают внимание в «Норме»:
- для получения лицензии больше не нужно сдавать данные об имеющемся автотранспорте на праве собственности, аренды и иных вещных правах. Это же касается копий техпаспортов с отметкой об исправности авто и актов техосмотра группы автотранспортных средств.
- сокращены сроки: на принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии — вместо 10 дней теперь 5, на уведомление соискателя лицензии о принятом решении — вместо 3 дней теперь 1, на оформление лицензии после представления соискателем документа об оплате госпошлины и подписания им лицензионного соглашения — вместо 2 дней теперь 1.
- исключена возможность переоформить лицензию при слиянии юридических лиц, каждое из которых имело лицензию на перевозки на дату госрегистрации нового юрлица. Теперь при реорганизации лицензию переоформят только при преобразовании (смене организационно-правовой формы юрлица).
Что касается того, что не изменилось, так это то, что право оказывать услуги перевозок пассажиров, как и прежде, имеют исключительно юридические лица. Таким образом, физических лиц снова не пустили в эту сферу, хотя говорят об этом уже больше года.
История вопроса
В конце декабря 2017 года сообщалось, что таксистам планируют разрешить работать на основе патента. Тогда о этом рассказал министр финансов Джамшид Кучкаров, который сообщил, что предложение разработано в целях повышения уровня легализации доходов.
Уточнялось, что нововведение планируется распространить на транспорт, в котором не больше четырех пассажирских мест.
В январе 2018 года стало известно, что предложение разрешить частникам оказывать услуги такси на основе патента было раскритиковано (кем именно не уточнялось).
Отмечалось, что «в этой ситуации жизнь пассажиров и водителей остается под угрозой, и в целом нет единого подхода ко всем аспектам».
В первую очередь здесь имеются в виду междугородние перевозчики и отчасти те таксисты, что работают, не будучи членами определенных объединений:
«Безусловно, эта услуга нуждается в патентовании, но если сейчас трезво оценивать ситуацию, то очевидно, что мы в 2018 году к таким изменениям не готовы», — сказал тогда заместитель министра финансов Ахадбек Хайдаров.
Замминистра отметил, что «в общем счете и не ожидалось, что патентование этой услуги приведет к большому потоку финансовых поступлений».
В апреле был опубликован проект указа президента «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса», где было предусмотрено разрешение ИП оказывать услуги такси, а также отмена требований по установке в линейных такси контрольно-кассовых машин и средств радиосвязи.
Однако в окончательную редакцию указа, подписанную главой государства, эти предложения не вошли.
В Министерстве юстиции это объяснили тем, что на основе поступивших от пользователей предложений в проект указа были внесены правки.
«Что же касается пункта о предоставлении ИП права оказывать услуги такси, то он не попал в окончательную редакцию, так как было принято решение еще раз дополнительно изучить этот вопрос», — отмечали в ведомстве.
В Минюсте обращали внимание на пункт №7 окончательной редакции указа, где говорится, что министерствам, ведомствам и организациям поручено продолжить работу по кардинальному улучшению условий для ведения бизнеса, в том числе, с учетом зарубежного опыта и на основе опроса целевой аудитории.
«То есть, работы в этом направлении продолжаются», — говорилось в сообщении ведомства.
Почему это проблема
Представители рынка критикуют тот факт, что оказывать услуги такси можно только юрлицам:
«На сегодняшний день выдано около 4000 лицензий на не маршрутное такси по Узбекистану. Около 70 тысяч машин таксуют на дорогах Узбекистана. 94,3% из них таксует без лицензий. 4000 тысяч машин платят налог 2,7 млрд сумов в год. При переходе на патентную систему от 70 тысяч водителей (по 1 МРЗП) государство будет получать 43 трлн сумов в год (на 159 000% больше). Это десятки тысяч новых рабочих мест», — говорил сооснователь MyTaxi Акмаль Пайзиев.
Пайзиев отмечал, что все водители с удовольствием начали бы принимать карты UzCard через Click и Payme. Что касается контроля, о котором шла речь выше, то сделать это можно используя технологии.
«Пусть позовут нас, объясним и покажем, как это делается», — говорил Пайзиев.
Рустам Шамурадов, основатель и руководитель Taxi.uz, отмечал, что если ИП разрешат оказывать заниматься частным извозом, вырастет количество легальных такси и поступление денежных средств в бюджет. По мнению экспертов, в Ташкенте ежедневно около 15 тыс. водителей таксуют без лицензии.
«Работа такси на основе патента позволит уменьшить безработицу и увеличить сумму пенсии. Сейчас огромная армия нелегальных таксистов социально не защищена. Если сектор выйдет из тени, бывшие бомбилы будут проходить медицинский осмотр, а их автомобили — техосмотр, это плюс к безопасности пассажиров. Кроме того, в случае нарушения при перевозке пассажиров водителя такси можно будет найти и привлечь к ответственности», — говорил Шамурадов.
Предприниматель отмечал, что, в целом, качество обслуживания улучшится, сервис станет привлекательнее, в том числе для туристов. Сумма поездки будет фиксирована. Отрасль начнет подниматься с колен.
Рынок все больше уходит в тень
Лицензионных такси в одной только столице становится всё меньше: по данным Департамента по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта хокимията Ташкента, в 2017 году таких такси было 2507 на 179 предприятий, а на 1 февраля 2018 года — уже 2212 на 160 предприятий.
Легальных такси так мало в основном из-за предъявляемых к ним требований: так, автомобиль должен быть окрашен в определенный цвет, в салоне должна быть контрольно-кассовая машина и многое другое.
«Это отпугивает и усложняет легализацию, к тому же у легальных таксистов нет никаких льгот, которые бы давали преимущество перед нелегальной работой», — отмечал Шамурадов.
За перевозку пассажиров автомобильным транспортом без лицензии гражданам грозит штраф от 20 до 100, а должностные лица — от 50 до с 150 минимальных размеров заработной платы.
Несмотря на крупные штрафы и заявления органов власти об успехах в этой области (как правило, цифра по сравнению с предыдущим годом растет на несколько процентов), нелегальных таксистов меньше не становится.
«В результате государство ежегодно теряет 1,9 трлн сумов поступления наличных денег, 25,4 млрд сумов от неполучения лицензии и 99,2 млрд сумов в виде налогов», — приводит цифры Шамурадов.
За легализацию выступают и представители таксопарков. Бахтиёр Каюмов, директор таксопарка Kamina Trans Service, говорил, что самая большая проблема в ситуации с нелегальными перевозчиками — это человеческий фактор.
Помимо нарушений закона и прочих условностей, «бомбилы» теряют самое главное — трудовой стаж, пенсионные накопления, в конце концов, возможность официального трудоустройства. Об этом сейчас мало кто думает, но это и есть главное упущение. Государство теряет тысячи рабочих мест.
«Смотрите сами — сколько прибыли может принести один автомобиль? Если в месяц налоги с одного автомобиля составляют 230 000 сумов, то умножьте эту цифру на 20 000 автомобилей? Цифры получатся колоссальные — 4,6 млрд сумов в месяц. Водители будут официально трудоустроены, предприятия будут получать прибыль, а государство — налоги», — отмечал Каюмов.
Таким образом, если бы физлиц пустили бы в эту нишу, рынок начал бы оживать и выходить из тени, а государство начало бы получать больше поступлений в бюджет. Пока что же число нелегалов растет, службы такси теряют клиентов и деньги, а город — налоги.