В октябре 2016 года ООН открыла для подписания Рамочное соглашение об упрощении процедур безбумажной трансграничной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Участником договора может стать любое из 53 государств-членов Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Пока документ подписали только Армения, Бангладеш, Камбоджа, Китай и Иран, ратифицировал только Азербайджан.

Соглашение вступит в силу только после того, как его ратифицируют первые пять стран.

Исследования ЭСКАТО показывают, что в масштабах всего региона переход на трансграничную безбумажную торговлю может привести к росту экспортной выручки на сумму более $257 млрд в год. Время, необходимое для экспорта может снизиться на свыше 40%, а расходы сократятся на 30%.

Представитель ЭСКАТО, международный консультант по правовым вопросам в сфере электронной коммерции и безбумажной торговли Джоном Д. Грегори посетил Узбекистан в конце ноября.

Эксперт в интервью Spot рассказал о том, какие существуют условия присоединения к соглашению, зачем это нужно Узбекистану и какие преимущества будут иметь участники.

Джон Д. Грегори

консультант по правовым вопросам в сфере электронной коммерции и безбумажной торговли (Канада)

Рамочное соглашение об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли относится только к товарам и не охватывает торговлю услугами или диджитал-продукцией.

Документ в силу своего формата не устанавливает строгих требований. Это скорее способ мышления, отношение страны к организации безбумажной трансграничной торговли.

Поездка организована ООН, но страны, в которых я побывал — Мьянма, Армения и Узбекистан, выбраны Китаем. Выбор объясняется не ожиданием, что именно эти страны вступят в соглашение первыми, а стремлением КНР развивать проект «Один пояс, один путь».

Пока сложно на конкретных примерах показывать все преимущества соглашения, которое еще не вступило в силу. Конечно, можно говорить о теоретических выгодах, но как только пять стран ратифицируют документ, другие участники смогут посмотреть на работающие примеры системы.

В соглашении отражены основные принципы безбумажной торговли, взятые из фундаментальных международных документов по электронной торговле и праву, включая типовой закон ООН об электронной торговле. К принципам относятся недопущение дискриминации, технологическая нейтральность, сотрудничество государственного и частного секторов, функциональная эквивалентность и другие. Страны-участницы должны постараться привести свои законы в соответствие с этими принципами.

Строгих требований для страны, желающей вступить в соглашение, нет. Моя задача как консультанта заключается в том, чтобы определить готовность республики к присоединению к рамочному соглашению, изучив ситуацию внутри страны, разработать дальнейшие шаги в этом направлении.

При этом не следует оценку консультантов воспринимать как некий текст на пригодность. Любой член ЭСКАТО может принять документ, если согласен с его принципами, готов реформировать электронную торговлю с зарубежными странами в соответствии с международными стандартами.

Для этого нужно разработать национальную политику в области безбумажной торговли, постараться внедрить лучшие мировые практики в этой области, разработать систему «единого окна».

Все это сразу сделать непросто. Канада, к примеру, до сих пор работает над внедрением системы «единого окна». Хотя безбумажная торговля, особенно с США, развита достаточно хорошо.

Одно окно — единая точка контакта для людей, которые занимаются трансграничной торговлей. Она позволит ускорить процесс прохождения таможенной границы. В идеале «единое окно» должно быть в электронном виде.

Существует международная практика, при которой электронное таможенное оформление груза начинается за два часа до его прибытия на границу. То есть экспортер или импортер направляет электронные документы в «единое окно», когда груз еще находится в пути. За эти два часа оформляются разрешения, лицензии и другие документы. К моменту, когда товар доходит до границы, все вопросы уже решены, грузовая машина или контейнер заходят в страну без остановки.

Это не значит, что один офис должен заниматься всеми этими вопросами. «Единое окно» лишь координирует работу, направляет документы в нужные ведомства, получает ответ и выдает готовый пакет документов заявителю.

Правительства разных стран внедряют такую систему для оказания услуг населению. Узбекистан не является исключением. На портале E-GOV предприниматели и обычные граждане могут дистанционно получать десятки услуг. Значит, технология для Узбекистана не новая, остается лишь ее адаптировать под внешнюю торговлю.

О значении принципов

Взаимное признание данных и документов в электронной форме нужно, чтобы наладить «электронный диалог» с другими странами. Это очень сложная задача, которую ни одна страна до конца еще не решила.

Есть небольшие группы стран, которые используют одинаковую технологию, например Евразийский экономический союз. Так документ в одной стране, признается в другой без проблем.

Сам принцип довольно прост: одна страна принимает электронные документы второй, если они эквиваленты по существу. Но на практике это сложно реализовать, в частности, из-за нескольких уровней надежности в системе аутентификации и безопасности. Зачастую бывает три уровня — высокий, средний и низкий.

Документы признаются сторонами если имеют одинаковый уровень надежности. Но как понять, что, например, высокий уровень в одной стране, идентичен в другой? Это долгий и болезненный процесс: обе страны подробно изучает систему обеспечения безопастности друг друга.

Партнеры в разных странах, совершая сделку на расстоянии с помощью электронных документов, должны быть уверены, что имеют дело с нужным человеком. Иначе может возникнуть ситуация, когда заказчик отправляет деньги не поставщику, а мошеннику, который им притворяется. Для этого независимая третья сторона (госорган) проводит идентификацию личности. Важно также определить, кто будет нести ответственность, если эти службы допустят ошибку, а заказчик, условно, отправит $1 млн не тому человеку.

Технологическая нейтральность подразумевает, что в законе не следует указывать какую именно технологию нужно использовать. Потому что она быстро меняются, технология может устареть в следующем месяце.

Принцип недискриминации значит, что правительство дает одинаковый правовой статус электронному документу и бумажному. Никто не может отказаться дать законный статус чему-то в электронной форме только потому, что оно не распечатано на бумаге.

О культурной трансформации

Все эти изменения потребуют также большой культурной трансформации. Если люди привыкли к бумажным документам с официальным штампом, им сложно будет доверять новым форматам.

Кроме того, предприниматели могут столкнуться с консервативностью банков, которые все еще требуют все документы в бумажном виде с печатью. У бизнеса должна быть возможность отправить в банк документы, подтверждающее таможенную проверку, в электронном виде. Но культурный барьер пока не позволяет этого сделать.

Люди привыкли к бумажным документам, поэтому изменения могут занять много лет.

Другая традиция — поручения сверху. Президент дает указания, подписывает постановления о том, что нужно делать в каждой сфере, что неплохо, ведь это важная составляющая лидерства. Но, чтобы эти изменения действительно произошли, нужно давление сверху.

Еще один элемент культуры, о которой я могу судить только по общению с местными людьми, потому что не веду здесь бизнес, это коррупция. Это еще одна причина, почему люди предпочитают вести дела лично: в этом случае можно повлиять на результат.

Одно из преимуществ электронных транзакций — они уменьшают количество мест, где такое может произойти.

С другой стороны, если люди привыкли к этому, они не будут пользоваться электронными документами, даже если это будет продиктовано законом.

О преимуществах

Помимо названных выгодах от присоединения к соглашению стоит упомянуть уменьшение использование бумаги.

Когда соглашение вступит в силу, правовой и технический комитеты ООН смогут помогать стране совершенствовать законы, проводить реформы. Имеется также финансовая помощь.

Следование участников единым принципам позволит странам говорить на одном языке. Даже если законы в каждой стране разные, все исходят из этих принципов, пытаются так или иначе их применить, у всех одинаковый подход к вопросам безбумажной торговли. Это ускорит процесс взаимного признания документов, что в конечном итоге приведет к улучшению электронной трансграничной торговли.

Существуют технологии, позволяющие автоматически обрабатывать электронные документы, например, без вмешательства человека высчитывать налог. Их применение упростит налоговую и таможенную отчетность, снизит количество ошибок из-за отсутствия человеческого фактора.

Дальнейшие шаги

Помимо меня Мьянму, Армению и Узбекистан посетят еще три консультанта. До конца года мы представим свои отчеты с выводами о ситуации в странах. Также мы разработаем рекомендации в области права, технического реформирования с учетом развития каждой страны в отдельности и региона в целом.

ЭСКАТО на основе этих отчетов разработает единый документ, который будет направлен правительствам трех стран с рекомендациями по последующим шагам развития в области трансграничной безбумажной торговли.

Дальнейшее развитие ситуации зависит от каждой страны в отдельности. В частности от того, насколько правительство согласно с выводами консультантов, готово начать принимать меры.

Как я уже говорил, любая страна может присоединиться к соглашению на любой стадии готовности. Конечно, люди с которыми мы имеем дело, должны четко понимать, что подразумевает под собой соглашение, почему оно может быть полезным для страны.

Пока не знаю, какие выводы дам ЭСКАТО, но несомненно наблюдения в Узбекистане и других странах показывают, что изменения в этом направлении уже происходят: совершенствуется электронная торговля, применяются новые технологии в этой области.