Согласно результатам исследования Paying Taxes 2019, общая налоговая ставка в Узбекистане равна 32,1%. Это ниже среднего мирового показателя (40,4%).
В Центральной Азии и Восточной Европе налоговая нагрузка на среднестатистическое предприятие приближена к показателям Узбекистана — 32,8%.
Исследование Paying Taxes проводится с 2004 года Всемирным банком совместно с аудиторской компанией PwC.
Среди 190 стран, принявших участие в исследовании, Узбекистан занял 64 позицию.
«Как и любое исследование такого масштаба, Paying Taxes не должно и не может дать глубокое понимание налоговой системы отдельно взятой страны. Тем не менее, оно проводится по сложной методологии и за 13 лет рейтинг набрало достаточный авторитет. На него в том числе обращают внимание иностранные инвесторы, чтобы получить первоначальное впечатление об инвестиционном потенциале страны», — сказал руководитель налоговой практики PwC Uzbekistan Жамшид Жураев.
В отчете, опубликованном в ноябре 2018 года, представлены итоги исследования за 2017 год. Рейтинг Paying taxes проводит оценку четырех параметров: общая сумма налогов, сколько часов в году тратится на уплату налогов и сборов, количество платежей и индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов.
В 2005 году общая налоговая ставка согласно исследованию составляла 112,1% от дохода компании. Резкое снижение ставки с 93,7% до 42,1% произошло в 2012 году в связи с отменой оборотных налогов для малых предприятий.
Кроме того, существенно уменьшилось и количество платежей: с 58 в 2015 году до 10 в 2016-м. Это связано с введением обязательной электронной подачи налоговых деклараций. В мире средний показатель количества платежей равен 23,8, в странах Центральной Азии и Восточной Европы — 16.
У Узбекистана также неплохие показатели времени. В среднем предприятия страны тратят в год 181 час на подготовку и сдачу налоговых документов и оплату налогов. Тогда как в мире средний показатель составляет 237 часов. Узбекистан опережает по данному пункту Грецию, Германию, Италию и Израиль. Предприятия в Центральной Азии и Восточной Еврое тратят на выполнение налоговых процедур почти на 40 часов больше времени, чем компании Узбекистана.
Ранее Spot писал, что Узбекистан занял второе место в рейтинге популярных туристических направлений 2019 года.