По итогам января-ноября 2018 года внешнеторговый оборот республики составил $28,6 млрд и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 17,6%. Об этом свидетельствуют данные Государственного комитета по статистике.
Объем экспорта составил 11,3 млрд (снизился на 3,2%), объем импорта — 17,3 млрд (темпы роста 36,8%). Сальдо внешней торговли оказалось с минусом в $6 млрд.
Начали меньше продавать хлопок и автомобили
В первую очередь, потому, что Узбекистан активно сокращает практику экспорта хлопкового волокна и берет курс на экспорт готовой продукции. С 2015 года наблюдается неуклонное снижение объемов экспорта хлопка — если тогда было 5,3 в общем объеме экспорта, то в 2016 году уже 3,4%, а в 2018 году — 1,9%. Экспорт текстильных изделий вырос на 15,3% ($1,1 млрд):
Зато вырос экспорт продовольственных товаров — на 28,2%. Это позволило продать за прошедшие 11 месяцев таких товаров на сумму в $1 млрд.
Стали больше продавать энергоносители и нефтепродукты (на 57,2%), черные и цветные металлы (на 11,1%). Экспорт первых составил $2,3 млрд, а вторых — $910 млн.
Экспорт золота сильно сократился — практически в два раза. В рассматриваемом периоде его продали на $1,5 млрд.
Из продуктов следует выделить рост экспорта перца (62,3%), овощей (45,6%) и фруктов (43,5%).
Из-за пересмотра политики автопрома сократился экспорт автомобилей, что тоже не могло не сказаться на итоговой картине. Так, к примеру, в этом году объемы упали почти на 70% и составили лишь $29,3 млн.
Несмотря на то, что производство автобусов сокращается, их экспорт растет — на 70% до $5,8 млн.
Объем услуг экспорта за январь-ноябрь 2018 года составил 2,7 млрд или 24,5% от общего объема экспорта и увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 25%.
В составе экспорта услуг основную долю занимают транспортные услуги, туризм, а также телекоммуникационные, информационные, компьютерные и финансовые услуги.
Основные партнеры Узбекистана в экспорте — Китай, Россия, Казахстан и Турция. Тот же хлопок, к примеру, больше всего покупает Китай ($74 млн в прошлом году и $71 млн в этом). А вот экспорт хлопка в Россию сильно сократился (с $7,1 млн до $2,8 млн). Казахстан хлопок-волокно не покупает.
Больше всего вырос экспорт энергоносителей и нефтепродуктов в Китай — если в прошлом году за 11 месяцев продали на $546,9 млн, то в этом году уже на $1,1 млрд.
Активно растут и объемы экспорта плодоовощной продукции — они составили более 1,133,5 тыс. тонн и достигли $815 млн (темпы роста — 37,5%).
Начали больше покупать машины и оборудование
В этом году Узбекистан продолжил курс на восстановление промышленности. По этой причине основная статья импорта — машины и оборудование. За прошедшие 11 месяцев их импортировали на $7,2 млрд — на 60% больше по сравнению с прошлым годом. Следом идут черные и цветные металлы — их купили на 1,6 млрд (рост 36%).
Импорт машин для обработки текстильных волокон увеличился в разы (2,2 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), как и импорт экскаваторов и бульдозеров (2,7 раза) или грузовых автомобилей (2,8 раза). Значительно больше начали покупать машины для сельского хозяйства (рост 72,2%).
Из других статей импорта можно отметить многократный рост закупки цемента (7,8 раз), а также конструкций строительных сборок (2,5 раза).
В целом, импорт строительных материалов вырос на 27,4% до $1 млрд, что составляет 6,2% от общего объема импорта.
Основным импортером Узбекистана является Россия, на которую приходится 18,5%. Далее следуют Китай (18,3%) и Южная Корея (9,8%).
Таким образом, можно сказать, что сальдо с минусом в $6 млрд обусловлено восстановлением промышленности и производства в целом. Так как за последние несколько десятков лет крупные предприятия оказались в плачевном финансовом состоянии, то республика теперь вынуждена закупать машины и оборудование заграницей.
Такая ситуация, скорее всего, будет сохраняться до тех пор, пока не будет восстановлена собственная промышленность и отечественное производство не выйдет на серьезные объемы. Именно поэтому правительство отдает такие предприятия в доверительное управление иностранцам.