О том, как НДС может повлиять на уровень цен в Узбекистане и что нужно сделать, чтобы уменьшить негативный инфляционный эффект от перехода на этот налог, пишет финансовый консультант Азиз Алимов.

Азиз Алимов

Экономист, финансовый консультант, сертифицированный бухгалтер-практик, аудитор

С введением новой системы налогообложения с 1 января 2019 года возникло много вопросов по исчислению новых для многих субъектов предпринимательства налогов.

Особенно жаркие дискуссии ведутся вокруг налога на добавленную стоимость. Как рассчитывается НДС? Почему в Налоговом кодексе указана налогооблагаемая база оборот по реализации (т. е. выручка), а не добавленная стоимость?

Чтобы понять, как начисляется НДС, разберем, из чего состоит стоимость продукции или услуги при создании цепочки ценностей. Возьмем предприятие, которое раньше платило 5% с оборота, а теперь должно уплачивать 20% НДС.

Формула стоимости для всех следующая:

Стоимость (Цена) = Промежуточное потребление + Заработная плата + Прочие расходы + Наценка

Промежуточное потребление — стоимость потребленных товаров и услуг в течение отчетного периода с целью производства других товаров и услуг. Иными словами, это стоимость всех закупленных товарно-материальных ценностей и услуг по хозяйственным договорам.

Добавленную стоимость можно изложить следующей формулой:

Добавленная стоимость = Заработная плата + Прочие расходы + Наценка = Стоимость (Цена) − Промежуточное потребление

Расчет НДС выглядит так:

НДС = Добавленная стоимость * 20% = Стоимость (Цена) * 20% − Промежуточное потребление * 20%

Таким образом, НДС, в отличие от налога с продаж (ЕНП), начисляется не на всю стоимость продукции, а на стоимость за минусом промежуточного потребления, то есть на добавленную стоимость. Полная его сумма в бюджет государства поступит частями в разное время от разных участников цепочки.

В случае же начисления налога с продаж формула выглядит так:

Стоимость * 5% = Промежуточное потребление 5% + Заработная плата 5% + Прочие расходы 5% + Наценка * 5%

То есть, помимо добавленной стоимости, облагается и промежуточное потребление.

Что лучше: платить 5% с общей стоимости или 20% с добавленной?

Здесь основную роль играет размер промежуточного потребления. Если оно составляет большую часть стоимости, конечно же, выгодно применять НДС. В противном случае налог с продаж по низкой ставке выгоден, так как при низком промежуточном потреблении и высокой добавленной стоимости налог по ставке 20% фактически будет равен налогу с оборота по более высокой ставке.

Отмечу, что вышеуказанные формулы актуальны при условии, что все участники промежуточного потребления являются плательщиками НДС. Иначе стоимость промежуточного потребления будет включаться в добавленную стоимость, что вызовет рост налогооблагаемой базы.

Каким отраслям экономики выгодно работать с НДС?

  1. Производство продукции
  2. Оптовая и розничная торговля
  3. Строительство

Предприятиям в этих сферах НДС выгоден, так как доля промежуточного потребления в общей стоимости высокая и имеется возможность большого зачета по НДС по потребленным товарам и услугам, даже импортным (естественно, если все участники промежуточного потребления — плательщики НДС).

Каким отраслям невыгодно работать с НДС?

  1. Сфера услуг
  2. Общепит

В основном у предприятий, оказывающих услуги, основную долю в стоимости конечной продукции составляет заработная плата, которая является частью добавленной стоимости. Соответственно, это увеличивает налогооблагаемую базу.

Хотя у некоторых предприятий сферы услуг, возможно, основную часть стоимости составляют инвестиции или вложения в основные средства и нематериальные активы. Согласно принятой Концепции налоговой реформы, НДС по закупленным основным средствам и нематериальным активам также подлежит зачету. В этом случае предприятия сферы услуг имеют большое преимущество.

По общепиту основную долю в стоимости конечной продукции составляет продукция сельхозпроизводителей, стоимость которой освобождена от НДС. Таким образом зачет по НДС по промежуточному потреблению невозможен.

Что сделать, чтобы налоговая нагрузка не стала огромным бременем?

Возможно, исключительно для сферы услуг и общепита следовало бы ввести упрощенный порядок НДС с низкими ставками и без лимитов по обороту на бессрочный период времени.

Взглянем на таблицу упрощенного НДС: там присутствуют отрасли, которые выигрывают от НДС. Применять для них упрощенную систему не имеет смысла.

Тем более по упрощенной системе НДС предприятия не имеют возможности брать в зачет сумму НДС по промежуточному потреблению, что фактически означает налог с продаж и нивелирует всю сущность налога на добавленную стоимость.

Плательщики

Ставки налога в % к налогооблагаемой базе

1.

Юридические лица всех отраслей экономики, за исключением предусмотренных в пунктах 2−6

7

2.

Строительные организации

8

3.

Предприятия торговли, осуществляющие розничную, оптовую, оптово-розничную торговлю

6

4.

Предприятия общественного питания, гостиничного хозяйства

10

5.

Юридические лица, оказывающие профессиональные услуги (аудиторские услуги, услуги по налоговому консультированию, консалтинговые, брокерские услуги и т. д.)

15

6.

Юридические лица, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции, за исключением продукции собственного производства

4


Также ставки НДС по предприятиям сферы услуг и общепита намного выше ставок по сферам, где НДС более выгоден.

Поэтому единственное возможное решение для снижения налоговой нагрузки на предприятия данных отраслей — это уменьшение ставки НДС до 8% без лимита по обороту с бессрочным периодом времени. Для предприятий других сфер оставить единую ставку в 20%.

Как НДС может повлиять на уровень цен и инфляции в целом

Раньше при уплате налога с продаж многие предприятия накручивали его на стоимость или цену при продаже. Помимо этого, НДС на импортную продукцию также включался в себестоимость собственной продукции. В результате увеличивались цены на всех этапах создания цепочки продукции и для потребителя цена становилась очень высокой.

Сумму же НДС не нужно включать в себестоимость. Один уже этот факт позволяет оптимизировать затраты и избежать роста цен. В конечном счете данный НДС можно будет отнести в зачет.

Однако из-за непонимания сущности и начисления данного вида налога многие начнут накручивать налог на цену. В результате накрутки на первом этапе создания цепочки на последующих этапах цепочка станет дорогой для конечного потребителя.

Давайте рассмотрим это на следующем примере.

Предположим, предприятие закупает готовую импортную продукцию, чтобы затем реализовать ее на внутреннем рынке. Цена — 3000 сумов (в пересчете на сумы), импортный НДС — 600 сумов. Раньше НДС включался в себестоимость товара, что увеличивал его цену (3600 сумов), теперь уплаченный налог будет включаться в зачет.

На внутреннем рынке предприятие реализует товар по 4200 сумов. По идее, оно должно вытащить НДС из цены (4200 * 20 / 120), и доход составит 3500 сумов, а НДС — 700 сумов. В результате прибыль составит 500 сумов (3500 − 3000), а НДС уплаченный — 100 сумов.

Однако, возможно, ситуация из-за непонимания сущности исчисления налога будет выглядеть так: НДС = 4200 * 20% = 840, и цена для конечного потребителя будет высокой — 5040 сумов (4200 + 840).

В этом случае уплачивать в бюджет придется еще дополнительно 240 сумов (840 − 600). И на последующих этапах цепочка будет еще более дорогой, что вызовет рост цен и инфляции.

Что касается предприятий сфер услуг и общепита, то они будут вынуждены именно накручивать НДС, а не снимать его с текущей цены, чтобы покрыть свои затраты, так как НДС в этом случае будет уже выступать не в качестве возможного зачета, а именно в качестве затраты.

Как уменьшить негативный инфляционный эффект

Возможно, на начальном этапе придется применять административные меры для сглаживания негативных последствий, то есть контролировать начисление налога, чтобы предприятия не накручивали налог на цену. И параллельно государственным органам, в частности, Минфину и ГНК, необходимо продолжать проводить разъяснительную работу среди представителей бизнеса по расчету НДС.

Многие могут сказать, что рынок не позволит предприятиям включать НДС в цены — они рискуют стать неконкурентоспособными. Однако я не уверен, что у нас на рынке существует большая конкуренция.

Во-первых, общаясь с представителями бизнеса, я заметил, что многие недопоняли сущность НДС и готовы накручивать его на существующую цену. А когда все поднимают цены, ни о какой конкуренции речи быть не может.

Во-вторых, у нас рынок очень сильно замонополизирован. Это признают все. Даже в частном секторе существует монополия.

В других странах есть десятки и даже сотни производителей какого-либо одного продукта, что значительно увеличивает конкуренцию. В такой ситуации монопольный сговор в принципе невозможен. У нас же такого количества предприятий в одной отрасли нет. И многие из них используют монопольный сговор, особенно в области ценообразования, уровня заработных плат, что фактически уничтожает конкуренцию на рынке.

Как выйти из этой ситуации? Возможно, пока мы не добьемся необходимого уровня конкуренции, следовало бы убрать или хотя бы снизить таможенные барьеры на импортную готовую продукцию, чтобы создать хоть какой-то конкурентный рынок и, соответственно, стабилизировать цены.

Это позволит многим предприятиям прилагать больше усилий по продвижению своей продукции и нивелирует монопольный эффект. Ведь очень многие предприятия, чувствуя протекционистскую защиту со стороны государства, фактически перестают развиваться и без усилий «снимают сливки» со своей продукции, даже если она низкого качества. Также это хоть как-то вынудить их оптимизировать свои затраты, что сейчас фактически не практикуется.

Таким образом, чтобы всем субъектам предпринимательства было выгодно переходить на НДС, и чтобы нивелировать рост цен, нужно:

  1. Продолжать проводить разъяснительную работу со стороны Минфина и ГНК по исчислению, отражению и уплате налога на добавленную стоимость, одновременно на начальном этапе применяя и административные меры по контролю за ценообразованием.
  2. Применить упрощенную систему начисления НДС исключительно для предприятий сферы услуг и общепита, понизив ставки по налогу хотя бы до 8% без установления лимита на бессрочный период времени.
  3. На начальном этапе создание конкурентного рынка, путем отмены или снижения таможенных барьеров на импортные товары для сглаживания монопольных последствий.

Все эти меры принесут эффект только при доверительных отношениях между субъектами предпринимательства и органами власти.

Ранее о том, что происходит с бизнесом в Узбекистане после введения НДС и как налоговая реформа повлияет на цены в стране, писал эксперт по институциональным реформам Ильдус Камилов специально для Spot.

Мнение автора может не отражать мнение редакции.