Чем латвийская De Fonte Group занимается в Узбекистане, как запустила завод в Чирчике и почему работает только на экспорт, рассказывает Рустам Муминов — соучредитель и генеральный директор трех компаний с иностранным капиталом: производства электрокартов De Fonte Electric Car, бизнес-центра De Fonte Capital Invest и швейного предприятия De Fonte Sewing.

Почему Узбекистан?

Рустам Муминов и основатель De Fonte Group Алвис Буковскис познакомились в 2014 году, когда Буковскис вместе с другими предпринимателями сопровождал президента Латвии во время официального визита в Узбекистан.

Именно тогда, изучив рынок, он пришел к мнению, что для иностранного бизнеса здесь есть большие преимущества:

  • недорогая рабочая сила и недорогие энергоресурсы;
  • большой сегмент услуг, еще не оказываемых в Узбекистане.

Первым проектом в Узбекистане стал бизнес-центр для поддержки предпринимателей обеих стран, а в 2017 году на заводе в Чирчике стартовало производство GIGkarts — экологически чистых электрокартов с нулевым выбросом вредных веществ.

В этот проект De Fonte Group вложила около 1 млн евро. Деньги пошли на технологические разработки, оформление патента, организацию производства, маркетинговое продвижение и другие статьи расходов при запуске.

Опытные образцы три месяца показывали в национальном павильоне Узбекистана на Expo 2017 в Астане, а также на выставках в Франкфурте-на-Майне и в Москве, но официальное открытие завода состоялось спустя год:

«Перед тем как начать производство, создать товар и заявить о себе, необходимо было провести немалый объем работы: найти место и помещение, сделать ремонт, приобрести необходимое оборудование и инструменты, составить план», — объясняет Муминов.


Алвис Буковскис (слева) и Рустам Муминов на открытии завода. Фото из архива

В августе 2017-го появилось еще одно дочернее предприятие — швейное производство De Fonte Sewing, оказывающее услуги по переработке на таможенной территории заказов из скандинавских стран.

Инвестиционные доли в De Fonte Electric Car: 52% — латвийская сторона и 48% — узбекская, в De Fonte Capital Invest: 75% — латвийская сторона и 25% — узбекская, в De Fonte Sewing: 90% — узбекская сторона и 10% — латвийская.

Разгон до сотни за три секунды

GIGkarts позиционируются как электрокарты для сферы развлечений (картинговые площадки в торговых центрах, крытые, открытые и ледовые гоночные треки), хотя Государственный таможенный комитет рассматривает их как спортивные гоночные автомобили.

Разработчики заявляют, что у электрокарта R17 разгон быстрее, чем у Audi R8, Ford Mustang, BMW M3 CRT и даже Lamborghini Huracan. Если последний разгоняется до 100 км/ч за 3,2 секунды, то R17 — за 3 секунды.

Мотор работает без масла, без вибрации и шума. Батарея работает полтора часа, заменяется за пять-десять секунд, а полностью заряжается за 30 минут.

По расчетам компании, при замене карта с бензиновым двигателем на электрический прибыль увеличится не менее чем на 70%, что принесет как минимум $600 ежемесячного дохода:

«94% годовых затрат на содержание бензинового карта — расходы на топливо. Это как минимум $3000, ведь одна заправка стоит $8, тогда как один заряд электрокарта — $0,3. Оставшиеся 6% — расходы на обслуживание, замену шин, масла, фильтров, это еще как минимум $200. В итоге годовые расходы составят $3200. В содержании электрокарта 54% годовых расходов — затраты на электричество, примерно от $160. Оставшиеся 46% — расходы на обслуживание и замену шин, это около $140».


Фото из архива

Основные детали карта высокотехнологичны и в Узбекистане не производятся — их закупают за границей или получают на давальческой основе. Компания бесплатно получает необходимую деталь, перерабатывает ее, то есть устанавливает в карт, и после передает обратно давальцу, который оплачивает переработку и остальные части карта.

Двигатель GIGkarts — американский, контролер и руль — британские, рулевая и тормозная система, колеса и диски — итальянские.

Муминов отмечает, что в целом покупать оборудование для производства сложных деталей карта нерентабельно. Компания приобрела оборудование для вакуумной формовки и электросварки за $1750, плюс $2000 ушло на растаможку.

В Узбекистане осуществляются такие этапы производства, как работа с металлической, пластмассовой и резиновой частями, сборка и тестирование.

Важный этап производства — покраска. Поэтому был построен сушильно-красильный цех, где используют немецкие технологии, а для обучения и повышения квалификации работников приглашают специалистов из Европы.

На заводе при полной загрузке запланирован штат в 30 сотрудников:

«Специфика работы в европейской компании — важно не количество людей, а хорошее оборудование, хорошая организация труда, то есть меньшая численность штата, но с увеличением заработной платы».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Ценовая конкуренция и сложности доставки

Производственная мощность завода — до 150 картов в месяц. Один карт стоит 8000 евро, что, по словам Муминова, почти в два раза дешевле зарубежных аналогов:

«Есть итальянские и немецкие производители, но они нам не конкуренты, потому что наша цена привлекательней. Карты европейского производства стоят почти в два раза дороже — примерно 16 тысяч евро».

Цены планируется снижать и дальше: как объясняет Рустам, первые образцы очень дорогие, но когда начинается серийное производство, себестоимость значительно снижается. В любом случае инновационность продукта увеличивает добавленную стоимость на 100−150%, отмечает предприниматель.

Минимальная партия заказа для начала бизнеса в этой сфере — шесть картов. Продажи только начались, 30 картов готовы и ожидают покупки. Продукт изначально был запланирован как экспортно ориентированный:

«Мы работаем только на экспорт, потому что получаем сырье на давальческой основе, то есть занимаемся переработкой на таможенной территории и не тратимся на растаможку деталей, не платим НДС и таможенные пошлины. Раньше переработка на таможенной территории представляла собой сложный, трудоемкий, дорогостоящий и не налаженный процесс. За каждую партию товара нам приходилось платить по 150 евро. Но уже сегодня благодаря новым реформам полученный товар мы сразу переводим в режим переработки на таможенной территории».


Фото из архива

В период запуска были проблемы на таможне: приходилось около месяца ждать разрешения на каждую партию комплектующих, но с 1 июля прошлого года схема таможенного процесса, инструкции и положения изменились в лучшую для предпринимателей сторону:

«Теперь нам необязательно обращаться к таможенным брокерским компаниям для декларирования груза, мы можем делать это самостоятельно в электронном виде, что экономит немалые денежные средства».

Сложностью стала доставка в Узбекистан батарей для электрокартов. Доставка из Китая в Латвию обходится в несколько раз дешевле, чем из Китая в Узбекистан. Решение Муминов видит одно: батарея будет доставляться покупателю отдельно.

Если удалось бы отправлять продукт уже с батареей, такой груз считался бы опасным, несмотря на то, что батарея заключена в алюминиевый корпус.

Десятки тысяч евро в маркетинг

Маркетинговым продвижением полностью занимается латвийская сторона. Вложения составляют десятки тысяч евро:

«К примеру, только участие в выставке в Германии обошлось в 12 тысяч евро. Деньги ушли на доставку карта на самолете, проживание в гостинице, рекламу, авиабилеты и многое другое. Таких выставок за этот год у нас было три».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

На международных выставках компания ищет клиентов и партнеров. Также в продвижение входят поездки за рубеж в рекламных целях. Еще 7000 евро ушло на изготовление рекламной продукции.

Нужно учесть и расходы на зарплату:

«Минимальная зарплата менеджера по продажам — 1500 евро, а у нас этим занимаются три человека. Получается, что в год на троих только одна зарплата — 54 тысячи евро».

Сайт проекта по европейским меркам обходится недорого — материнская компания сама занимается IT-технологиями, в том числе веб-разработкой. На содержание сайта уходит 15 тысяч евро в год.

«Важную роль в продвижении играет дизайн. Он запатентован под названием Diamond, так как пластмассовый корпус формой напоминает грани бриллианта», — отмечает Муминов.

Цель — охватить всю Европу

У компании уже есть представители в России, Грузии, ОАЭ, Израиле, Канаде, Казахстане и Украине.

«В ближайшее время в наших планах полностью охватить рынки Европы. Большой интерес представляет рынок России, так как там строится много картинговых трасс, — рассказывает Муминов. — Также заинтересованы в рынках Греции, ОАЭ, Ирана и Израиля. Работаем над сотрудничеством с голландскими партнерами, которые хотят выступать дистрибьюторами не только в Нидерландах, но и в Норвегии, Швеции и Финляндии».

Фото: Евгений Сорочин / Spot

В январе GIGkarts примет участие в выставке Kart-Exhibition 2019 во Франкфурте-на-Майне. Также в этом году компания планирует организовать первую азиатскую лигу электрокартинга для проведения чемпионатов и соревнований. В течение трех месяцев планируют наметить ее структуру, сейчас ищут спонсоров.

В других направлениях тоже много планов. Уже в марте будет открыта оптовая база для продажи товаров из металла из Европы, инвестиции составят около 500 тыс. евро.

Бизнес-центр будет и дальше консультировать предпринимателей и оказывать им практическую помощь по выходу на европейский рынок и входу новых мировых стандартов на узбекский. Кроме того, в Ташкенте планируется создать бизнес-парк Латвии, а в сотрудничестве с Министерством внешней торговли Узбекистана — работать над общими проектами по оказанию консультаций по экспорту в Прибалтику и страны ЕС.

Справка

Рустам Муминов родился 20 июля 1965 году в Ташкенте. Окончил Ташкентский автомобильно-дорожный институт. С 1997 по 2012 работал директором турецкой компании Bursel Insaat, которая построила две крупные фабрики по глубокой переработке хлопка и швейно-красильную фабрику. Позже был заместителем директора по внешнеэкономическим связям в ГАО «ТАПОиЧ».

Алвис Буковскис родился 20 июля 1967 года в Латвии. Получил два высших образования: первое — педагогическое, второе — по практическому менеджменту культуры. Работал в Лиепайском университете. В 1998 году основал семейную компанию De Fonte Group Ltd, ориентированную на долгосрочные и инновационные проекты. Сфера деятельности — IT-технологии, машиностроение, финансирование проектов, текстиль и многое другое. Кроме того, Алвис Буковскис — меценат, уже третий год выступает одним из организаторов концертов классической музыки в Узбекистане.