Правительство Узбекистана смогло приступить к решению двух особенно сложных проблем — реформа энергетической отрасли и реструктуризация государственных компаний. Об этом в ходе узбекско-немецкого форума 14 января в Берлине сказал вице-президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Юрген Ригтеринк.
Он отметил, что обе области оказывают непосредственное влияние на жизнь населения:
«Любая разумная реформа энергетического сектора должна гарантировать надежные поставки и повышать эффективность, а также переводить поставщиков энергии на прочную коммерческую основу», — отметил Ригтеринк.
Вице-президент ЕБРР отметил, что реформа энергетического сектора включает в себя и реформу тарифов (тарифы на электроэнергию в Узбекистане повысятся в два этапа — первое произошло 16 ноября 2018 года, следующее запланировано на 1 июня 2019 года — прим. Spot).
«Это непростой вопрос в социальном и политическом плане, но это не только неизбежно, но и возможно, что доказано Украиной», — отметил Ригтеринк.
Он также отметил шаги правительства на пути к реструктуризации компаний, находящихся в общественной собственности:
«Тут имеются в виду предприятия, принадлежащие правящему классу, будь то партия, правительственный департамент или определенная служба. Они также могут нанести серьезный ущерб жизни населения, особенно если от них зависят рабочие места и доходы. Надо быть честными — государственные компании далеки от того, чтобы быть конкурентоспособными», — сказал Ригтеринк.
Вице-президент ЕБРР отметил, что Узбекистан приступил к реформе своей экономики одним из последних в регионе, так что стране предстоит многое наверстать. В соседних странах, к примеру, уже давно прошли через реструктуризации государственных компаний и превратили их в компании, которые могут конкурировать на рынке.
Тем не менее, как он отметил, в этом есть и положительные стороны — поздний старт реформ означает, что у Узбекистана есть шанс избежать ошибок, которые совершили другие.
Он также заметил, что рынок не сможет стать решением всех проблем, но нуждается в поддержке:
«Зрелый, состоявшийся рынок может решить множество задач, которые могут остаться незамеченными в первые дни. Работать же против рынка еще хуже», — сказал Ригтеринк.
Что касается самого ЕБРР, то они готовы и дальше оказывать поддержку правительству Узбекистана по шести основным тезисам:
- Здоровый, динамичный и мобильный частный сектор является движущей силой успешной экономики.
- Микро-, малые и средние предприятия составляют костяк экономики. Им нужен доступ к финансированию, чтобы иметь возможность процветать и расти. Там, где банки еще не готовы или не могут принять на себя соответствующий риск, такие организации, как ЕБРР, могут оказать поддержку. Здоровая экономика невозможна без здорового финансового сектора.
- То, как работает компания, является более важным фактором, чем-то, кому она принадлежит. Но тот, кто изолирован от рынка, теряет связь. В конечном счете потребители вынуждены платить по счетам за то, что им приходится платить более высокую цену за продукты более низкого качества.
- Для достижения устойчивого успеха экономике необходимы эффективные надежные институты и базовые условия. Речь идет не о большей или меньшей вовлеченности государства, а о лучшем состоянии.
- Использование энергии от ее производства до потребления является фундаментальной проблемой современной экономики, начиная от защиты климата и заканчивая вопросами внешней зависимости. В настоящее время достигнута стадия, когда «зеленые решения», такие как солнечная энергия, являются конкурентоспособными. Страна с таким климатом, как в Узбекистане, обладает огромным неиспользованным потенциалом в этом отношении.
- Здоровая экономика — это та, которая никого не оставляет в стороне, насколько это вообще возможно. С этой точки зрения занятость женщин, молодежи и находящихся в неблагоприятном положении групп, открытие системы образования и обеспечение доступа к финансированию — вопросы, которые нельзя игнорировать.
«Опыт многих стран показал, что переход от экономики, контролируемой государством, к рыночной влечет за собой болезненные изменения и как минимум временные потери. Тем не менее, ни одна система, основанная на принуждении, не может достичь того, чего может добиться свободная человеческая производительность. Иметь смелость освободить систему и контролировать этот процесс достойна восхищения. И у нынешнего Узбекистана это есть», — сказал Юрген Ригтеринк.