О том, как меняется аудитория компьютерных клубов и зачем Узбекистану инвестиции в киберспорт, Spot рассказали основатель Shock Рустам Акрамов и PR-менеджер Рустам Хазиахмедов.
У истоков киберспорта в Узбекистане
Рустам Акрамов мечтал открыть игровой клуб давно: еще с тех пор, когда, окончив школу, в 2003 году устроился работать администратором в небольшой клуб на четыре компьютера и даже без общей сети.
Позже он помогал друзьям с нуля открывать клуб на 10 машин, два года работал там и параллельно помогал знакомому развивать другой клуб на 25 компьютеров — Element. Скоро владелец объявил о продаже клуба, и Акрамов решился — нашел инвестора и купил заведение.
Element был популярен, и в 2010 году Акрамову предложили открыть еще один клуб в партнерстве. Так появился первый Shock на Высоковольтном (массив Ялангач) на 50 компьютеров.
«В него было вложено около $50 тысяч и много физического труда, там всё было намного сложней. У нас компьютерные кейсы свисали с потолка, как люстры», — вспоминает предприниматель.
Вокруг клуба быстро собралась группа энтузиастов. Там проводились киберспортивные мероприятия, отборочные матчи на Uzbekistan Cyber Games (киберспортивный турнир, существовавший в 2007—2012 годах):
«Мы устраивали чемпионаты Узбекистана, старались без спонсоров поднимать киберспорт. Клуб стал известен по всему Узбекистану: когда мы ездили в регионы проводить чемпионат UCG, нас узнавали, просили советов по открытию игровых клубов».
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Рустам работал с такими командами по Counter-Strike 1.6, как Just, Storm, возил их на международные чемпионаты и тематические мероприятия в СНГ совместно c Александром Сучковым (зампред Ассоциации предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана).
«Можно сказать, что он стоял у истоков киберспорта в Узбекистане», — считает PR-менеджер Shock Рустам Хазиахмедов.
В 2013 году Акрамов вместе с братом решил поехать в Дубай и попробовать там построить свой бизнес. Element и Shock он продал:
«Во-первых, нашелся хороший покупатель. Во-вторых, были проблемы с правоохранительными органами и налоговой: постоянные напряги, вечные наезды и упреки, нам не давали нормально вести бизнес, не разрешали проводить массовые чемпионаты, пытались безо всяких причин закрыть клубы».
Второй Shock
Бизнес в Дубае существует по сей день, но тамошний климат Рустаму не подошел, и в 2015 пришлось вернуться в Ташкент. Ему предложили управлять клубом TOKYO.PC:
«Я вложился в этот бизнес, но, к сожалению, партнер отказался соблюдать договоренности, и вложенные средства я потерял. Моя ошибка была в том, что я не подписывал соглашения, договор был устный».
Тогда Акрамов решил снова запустить свой проект и вместе с другом вложил около $100 тысяч в новый клуб под старым названием Shock.
«Мы долго думали над названием, в итоге остановились на Shock, так как оно круто звучит, и у многих „старичков“, посещавших первый клуб, остались о нем хорошие воспоминания», — рассказывает Рустам Хазиахмедов.
По его словам, основные сложности были с поиском помещения — подходящее здание искали всё лето 2018 года. В итоге разместились в районе станции метро «Гафур Гулям» — довольно далеко от прежнего места, так что большая часть клиентов приезжает на собственных машинах. Целевая аудитория — люди от 18 до 45 лет, которые могут себе позволить тратить заработок на досуг.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Многие, кто не знаком с этим бизнесом, думают, что востребованность направления очень низкая, но это не так, отмечает Хазиахмедов. В Ташкенте очень много игровых клубов с низкими ценами, их количество не уменьшается с годами. Также есть клубы в среднем ценовом сегменте, с неплохими компьютерами:
«В столице около десятка довольно крупных клубов (на 40 и более компьютеров). Есть неплохие клубы в Бухаре и Самарканде. Насколько нам известно, еще несколько клубов готовятся к открытию».
Спрос был всегда, подчеркивает Хазиахмедов, только раньше пул игр был небольшой и во всех клубах играли примерно в одно и то же. Это относится и к железу — редко у кого были мощные компьютеры.
Несмотря на то, что сейчас у многих есть компьютер или игровая консоль дома, люди приходят в клуб поиграть в сетевые игры с компанией:
«Это совсем другие ощущения, и люди приходят к нам именно за этим. У многих наших гостей есть мощные компьютеры дома, но они приходят с друзьями или с коллегами».
Рустам Акрамов уверен, что сейчас открыть игровой клуб гораздо легче, чем лет десять назад: сейчас нет проблем с правоохранительными органами, лучше ситуация с интернетом:
«Начинали мы с dial-up, потом был ADSL. Это было ужасно. Сейчас у нас в клубе 32 Мбит/с через оптику, и это просто кайф».
Главной проблемой раньше было отсутствие хороших магазинов по продаже компьютерной техники — приходилось собирать компьютеры в разных магазинах. Сейчас таких сложностей нет, но в Узбекистане всё еще нет официальных магазинов производителей игровой периферии, так что это оборудование приходится заказывать через интернет.
Пока в клубе 50 игровых компьютеров, вскоре планируется закупить еще. Компьютер для VIP-зоны (топовой комплектации) стоит около $2500.
«Это очень выгодное вложение, хоть и долгосрочное: срок окупаемости проекта составляет в лучшем случае два года», — говорит Рустам Хазиахмедов.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Игровое пространство и игроки
Клуб планировали открыть в начале октября, но пришлось три месяца ждать геймерские кресла. Неофициальное открытие с друзьями и знакомыми состоялось 16 декабря прошлого года, а через неделю начали работу в штатном режиме.
При первом посещении посетителю нужно заполнить анкету — указать личные данные, контакты и игровые предпочтения. Далее для него регистрируют аккаунт, на который нужно зачислить денежные средства — и можно воспользоваться любым компьютером без участия администратора. Уже зарегистрировано более 1300 аккаунтов (из них 18 девушек) — при том, что в рекламу в социальных сетях пока не вкладывались.
Основной канал связи и маркетинга — Telegram и Instagram.
«По SMS мы будем уведомлять наших гостей о мероприятиях. Также у нас неплохая база номеров, которая пополняется после турниров и других мероприятий, помогают личные аккаунты в соцсетях и наши тематические группы и каналы. Есть большая база клиентов, которые нас знают по работе в других проектах».
Клуб разделен на три игровые зоны: общую, киберспортивную и VIP. Есть бар с прохладительными напитками и холодными закусками.
Средняя стоимость игрового часа в дневное время — 6000−9000 сумов, в вечером тариф выше, так как наплыв клиентов большой. В VIP-зоне час стоит 20 тысяч сумов. Также есть игровые пакеты на два-три часа, которые позволяют сэкономить, и ночные пакеты — семь часов за 45 тыс.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Проблемы с интернетом всё еще возникают, признается Хазиахмедов:
«После того как АК „Узбектелеком“ анонсировал расширение пропускной способности, мы увеличили канал вдвое: с 15 до 32 Мбит/с. Иногда бывают проблемы с интернетом, но не всегда понятно, с какой стороны проблема: с АК „Узбектелеком“ или с игровыми серверами. В некоторых играх это одна из важнейших составляющих, поэтому нашим командам порой очень сложно приходится на зарубежных онлайн-турнирах».
Неполадки с доступом к Facebook и YouTube на работе сильно не сказались, правда, стало меньше клиентов, которые приходили посмотреть фильмы и посидеть в соцсетях. Таких посетителей в заведении около 3%, но планируется увеличить долю до 10%:
«Для этого думаем установить проектор и активно рекламировать наш бар, расширяя его ассортимент».
Привлечь инвестиции в киберспорт
Руководство клуба старается продвигать игровую культуру в Узбекистане, потому что из-за низкого уровня осведомленности привлечь инвестиции в киберспортивные дисциплины, особенно в развитие команд, очень сложно.
«У нас есть несколько команд, которые выигрывали местные турниры на протяжении двух-трех лет. Но нет ни одной команды, которая могла бы победить на крупном международном турнире».
Участие в небольших онлайн-турнирах дает возможность командам зарабатывать от $120 до $450 в месяц, отмечает Рустам. По данным портала e-Sports Earnings, специализирующегося на статистике в сфере киберспорта, в 2018 году киберспортсмены Узбекистана заработали $7030. В рейтинге страна заняла 88-е место (в 2017 году было 92-е место и $3512).
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Что нужно для развития киберспорта? У команды должен быть менеджер по продвижению, возможно, вначале он будет выступать и бренд-менеджером. Команду нужно возить на турниры, предоставить качественные компьютеры и девайсы, постоянно работать с ними, особенно в психологическом плане. Также нужно постоянно искать хороших игроков, воспитывать новых, и это совсем не быстрый процесс.
Если игроки будут постоянно выкладывать свои видео и стримы на Mover или другие видеоплощадки, то можно монетизировать и эту нишу. Когда команда наберет медиапопулярность, можно будет заключать контракты с рекламными компаниями:
«Сейчас к нам на рынок заходят представители компьютерных брендов, таких как Acer. Они постоянно ищут возможности для привлечения аудитории и продвижения продукции. У нас мало игровых каналов, поэтому они вынуждены использовать непрофильные выставки, которые посещают много людей».
По словам Хазиахмедова, большинство инвесторов не верит, что на этом можно заработать. Проблема в том, что нет местных игровых СМИ, чтобы привлечь аудиторию. Нет крупных игровых каналов, блогеров, которые бы создавали тематический контент.
«Да, есть стримеры, но их совокупная аудитория не превышает 30−50 тысяч человек, большая часть из которых находится за рубежом. Для сравнения: в соседнем Казахстане аудитория активных стримеров достигает около 500 тысяч человек».
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Pubstomp.uz — проект шоу-трансляций
Помимо работы в Shock, Рустам Хазиахмедов развивает свой проект шоу-трансляций Pubstomp.uz. Идея появилась летом 2016 года, когда он заметил, что для любителей видеоигр нет никаких ивентов, кроме турниров, тогда как другие отрасли развиваются полным ходом.
«Цель пабстомпов — создать уникальный вид досуга и крепкое игровое сообщество, с которым можно взаимодействовать и доказать всем, что игры это не так уж и плохо. Над проектом работают Улугбек Байбеков, я и наш наставник Рустам Акрамов, который всячески нас поддерживает».
Проект стартовал в июне 2017 года совместно с дилерской компанией по продаже безалкогольных напитков Tornado Energy, которая предоставила 2 млн сумов и свою продукцию. Первый пабстомп провели в коворкинг-центре Ground Zero, транслировали матчи EPICENTER Moscow по Dota 2. Билет стоил 15 тысяч сумов, пришли 110 человек.
Проект некоммерческий, и все средства реинвестируются в развитие. Прибыль одного из пабстомпов составила 4 млн сумов, которые вложили в проведение следующего.
«Мы хотели сломать стереотип, что геймеры — интроверты. Чтобы люди, приходя на эти ивенты, могли посмотреть свой любимый матч не дома, а с группой единомышленников».
Последний пабстомп в прошлом году собрал более 250 человек, тогда транслировали турнир The International 2018 Dota 2 в Pavilion.
«После успешных пабстомпов в первые две недели звонили инвесторы из разных уголков страны и консультировались по поводу возможности инвестиций в киберспорт, в команды или создание организации, но, к сожалению, отказывались от этой идеи, понимая, что вложения не окупятся быстро».
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Планы: мастер-классы и чемпионаты
Тренд на игровые клубы среднего и высокого ценового сегмента уже начался, а если в городе есть успешные компьютерные клубы, компаниям легче привлекать зарубежных инвесторов и партнеров, считает Хазиахмедов:
«С клубами можно заключать партнерские соглашения, это место, куда стекается целевая аудитория, она интересна для производителей железа, энергетиков, гик-продукции и сектора HoReCa (в нашем случае это те, у кого есть доставка, так как у нас нет своей кухни)».
На базе клуба планируется проводить мастер-классы для школьников о пользе компьютерных игр и индустрии в целом, курсы компьютерной грамотности, основ графического дизайна, работы с видеоредакторами, ведь не все школы укомплектованы компьютерами и преподавателями в этой области.
Также планируется проводить крупные чемпионаты и отборы в регионах и отправлять наших спортсменов на международные соревнования. Рустам Акрамов уверен, что Узбекистан будет развиваться в этом направлении:
«Киберспорт развивается во всем мире, появляются всё более мощные компьютеры и онлайн-игры, по которым проводятся мировые чемпионаты. Например, Алишер Усманов вложил в киберспорт $100 млн. У нас большая страна и есть крутые геймеры, чей потенциал еще предстоит раскрыть. В скором времени мы докажем, что Узбекистан может соревноваться на высоком уровне с другими странами».
Справка об основателе
Рустам Акрамов родился 1986 году в Ташкенте. Окончил факультет международных экономических отношений Ташкентского государственного экономического университета: в 2007 году получил степень бакалавра, в 2009-м — магистра.
Три года работал в компании Uzmobile. Сейчас возглавляет отдел рекламы в PRO APPS (разработка и внедрение банковских продуктов под ключ).