В Узбекистане наблюдается высокая доля неофициальной экономики — деловой активности, происходящей вне правового поля и не облагающейся налогами и сборами. По оценкам Министерства экономики доля неофициальной экономики может составлять до 50% от текущего уровня ВВП.
Об этом говорится в Стратегии развития Uzbekistan 2035, которая подготовлена МННО Buyuk Kelajak на основе изучения опыта международных организаций и экспертов, гражданских обществ и институтов, а также с учетом мнения соотечественников, работающих за рубежом и в Узбекистане.
В документе говорится, что столь значительная доля неофициальной экономики создает серьезные препятствия к развитию финансовой системы и экономики в целом, поскольку не создает вклад в размер банковских активов и налогооблагаемой базы.
Высокая доля неофициальной экономики обусловлена рядом факторов, в том числе:
- низкий уровень доверия к государственным органам и финансовой системе;
- высокий уровень коррупции;
- высокий уровень правового нигилизма;
- отсутствие конфиденциальности в банковской системе и налоговых органах;
- высокие налоги и обязательные платежи.
Сейчас Узбекистан официально не входит в рейтинг стран по уровню неофициальной экономики, но на основании оценки Министерства экономики можно рассчитать, что страна находится в числе худших по этому показателю. В Швейцарии доля «теневой» экономики 7%, в Японии 8%, в Италии 25%, в Казахстане 33% и так далее.
В стране наблюдается высокая доля наличных в структуре денежной массы и недостаточно высокая доля безналичных денежных средств. Это, в свою очередь, мешает борьбе с коррупцией, неофициальной экономикой и уклонением от уплаты налогов.
Отношение безналичных денег к наличным (0,55) очень низкое, что является одним из важнейших индикаторов высокой доли неофициальной экономики согласно методологии Международного валютного фонда. На примере сравнения с Россией видно, что есть куда расти:
Амнистия капитала
Основой успешной амнистии капитала является анонимность и декриминализация, а также заблаговременное предупреждение о кратном росте ответственности за уклонение от налогов, отмечается в стратегии.
Предлагается подписать закон о налоговой амнистии и репатриации капитала, проводимой в период с марта по декабрь 2019 года, которое будет сопровождаться публичным выступлением президента с объявлением о начале амнистии капитала:
Этапы и способы легализации
Возврат капитала по программе амнистии возможен через:
- размещение средств в банках-резидентах Узбекистана с условием сохранения средств на счетах в течение не менее 5 лет и правом получения процентов на остаток средств в любой доступной валюте;
- приобретение ценных бумаг эмитентов или ценных бумаг центрального правительства с условием их удержания в течение не менее 3 лет;
- покупку активов в рамках государственной программы приватизации;
- либо заменой вышеуказанных мероприятий выплатой компенсации в размере 5% от стоимости амнистируемой собственности или размера актива.
Требуется гарантировать:
- освобождение от подачи декларации, уплата налоговых долгов и проверка средств, полученных до легализации;
- ликвидацию записей налоговой задолженности, штрафов и штрафов за активы, представленные для легализации;
- полную конфиденциальность всех трансфертов активов для налоговых органов и других государственных органов и других лиц.
К программе легализации капитала допускаются все действительные и бывшие граждане Узбекистана, включая самозанятых, предпринимателей и должностных лиц.
«Следует начать работу по подписанию соглашения об обмене налоговой информацией и сотрудничеству в области противодействия налоговому мошенничеству с дружественными юрисдикциями (Люксембург, Швейцария и другие)», — говорится в стратегии.
Результат
Другие страны уже прошли это. Так, в Италии на конец 2014 года доходы от репатриированных активов и объявленных налогов по программе достигли 4 млрд евро. Всего по программам легализации капитала было собрано свыше 70 млрд евро.
В Казахстане общая сумма легализованного имущества достигла $20 млрд, из которых $7,8 млрд пришлось на денежные средства. Были достигнуты значительные результаты по легализации имущества внутри страны, но не по экспатриации собственности, выведенной за рубеж.
А вот в Грузии вместо ожидаемых $4 млн бюджет страны получил от бизнесменов, уклонившихся от налогов, всего $35 тыс. Амнистия провалилась не потому, что соответствующий закон был неполноценным, а из-за недоверия бизнесменов к государству.
Что касается Узбекистана, то в результате реализации вышеуказанных мер можно ожидать дополнительное привлечение денежных средств в банковскую систему и на рынки капитала Узбекистана в объеме $15−25 млрд, а также снижение размера неофициальной экономики и уровня коррупции.