Экономист Юлий Юсупов заметил верные признаки роста «теневого» оборота. Об этом он написал на сайте Центра содействия экономическому развитию.
По его словам, он получил информацию, что «возвращается и растет разница в стоимости между налом и безналом», а сотрудники налогового контроля начинают активно искать подходы к предпринимателям на предмет договориться о сокрытии налогов. Spot по этому поводу запросил комментарий у Государственного налогового комитета и сейчас ждет ответа.
По мнению Юсупова, возникшая неразбериха с уплатой НДС и с ценами, возросшее желание предпринимателей сбежать в «тень», а налоговых органов — заработать на этом являются следствием провалов в реализации налоговой реформы.
Ключевой ошибкой, которая может стать роковой, Юсупов называет отказ от снижения НДС с 20 до 12%:
«12% НДС позволял безболезненно перейти на общий режим большинству малых предприятий. С 20% НДС большинство проигрывают от перехода на общий режим. Отсюда неприятие налоговой реформы и желание укрыться от налогов. Я об этом предупреждал сразу после принятия Концепции налоговой реформы», — пишет Юсупов.
Среди других ошибок перечислены:
- проблема зачета НДС для переработчиков сельскохозяйственной продукции (в результате для текстильной, пищевой промышленности и общепита налоговая нагрузка существенно возрастает);
- отсутствие оптимизации налоговых льгот (вносит большие диспропорции в ценообразование и сильно ударит по бюджету);
- отсутствие действий для упрощения расчетов и уплаты НДС и налога с прибыли;
- введение дифференцированных ставок ЕНП (например, для общепита — 8%, для юридических лиц, основной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества, — 30%, отсюда рост арендой платы) и упрощенный НДС.
К ним Юсупов добавляет тот факт, что о важнейших параметрах налоговой системы было объявлено в последние дни декабря, в результате чего бизнес просто не успел адаптироваться к этим решениям.
Выход из «тени»
Юсупов пишет о возросшем желании предпринимателей сбежать в «тень» и укрыться от налогов, тогда как именно легализация бизнеса и сокращение «теневой» экономики являются одними из основных целей на 2019 год. Более того — от этого зависит бюджет страны, потому что легализацию внесли в него, когда он еще был на стадии проекта.
В частности, увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц (на 181%) ожидается от легализации численности работников и фонда оплаты труда в компаниях за счет введения плоской шкалы в размере 12% и отмены страховых взносов граждан.
Принимать меры начали еще в конце декабря 2018 года, когда стало известно, что компании, скрывавшие численность сотрудников, освобождаются от ответственности. Для этого нужно будет до 1 апреля 2019 год указать в отчетах фактическую численность работников, включая тех, кто получал зарплату в конвертах.
О том, что пополнять бюджет планируется за счет легализации работников осенью 2018 года, говорил и заместитель министра финансов Дилшод Султанов:
«Если посмотреть на анализ тех людей, что получают доходы, то четверть населения получает минимальную зарплату, установленную трудовым кодексом — 500 тыс. сумов. Мы постараемся сделать так, чтобы в следующем году эти люди вышли из тени и начали показывать свои доходы», — говорил Султанов.
По его словам, правительство будет стимулировать бизнес работать прозрачно и выйти из тени. Сделано это будет за счет ряда мер, включая реформирование отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.
На днях стало известно, что одним из инструментов должен стать запуск полноценной работы кредитного бюро, в результате чего человек не сможет получить кредит, не показав доход. Это послужит рычагом влияния:
«Люди привыкли не платить налоги. Система так работала больше 20 лет. Самые лучшие менеджеры в крупных компаниях получают официально 500 тыс. сумов зарплату, когда один его костюм стоит не меньше $700. Мы снизили налог на доходы физических лиц до 12%. Ждем легализации зарплат», — сказал Султанов.
В сентябре 2018 года стало известно, что всего 5,8 млн жителей Узбекистана работают официально, тогда как активное население страны превышает 13 млн человек.