Из более чем 13-миллионного трудоспособного населения число законных налогоплательщиков составило 4,6 млн человек, пишет на УзА главный инспектор управления по налогообложению доходов Государственного налогового комитета Комил Сайидов.

Сайидов связывает это с тем, что в Узбекистане действовала усложненная система налогообложения доходов физических лиц.

Так, к примеру, в 2018 году с дохода в размере от одной до пяти минимальных заработных плат налог составлял 7,5%, от пяти до десяти минимальных заработных плат — 16,5%, от десяти и более минимальных заработных плат — 22,5%, расчет объема этих налогов по возрастающей шкале был сложным и вызывал путаницу. К тому же с заработной платы взимался 8% обязательный страховой платеж во внебюджетный Пенсионный фонд.

В соответствии с этим порядком большая часть налогового бремени, взимаемого с заработной платы, возлагалась на работодателей — предпринимателей, частный бизнес, малые предприятия.

«С 1 млн сумов, рассчитываемого на работника, взимался налог до 300−450 тыс. сумов. В результате очень тяжелое налоговое бремя отбивало у работодателей желание создавать новые рабочие места, а также выплачивать большие заработные платы своим работникам», — говорится в статье.

Сайидов пишет, что дабы избежать этих платежей предприниматели избирали другие пути — выплату заработной платы в «конверте» наличными, сокрытие реального количества работников, передачу функций, не связанных с основным видом деятельности предприятия, — уборка, информационные технологии, охрана, логистика, маркетинг — аутсорсинг-службам на основе договоров.

«Подобное состояние достигло такой степени, что в республике более чем с 13-миллионным трудоспособным населением число законных налогоплательщиков составило всего 4,6 миллиона человек», — заявляет Сайидов.

Там же отмечается, что в «теневой экономике» были миллионы соотечественников, которые зарабатывали деньги, кормили семью, но при этом нигде официально не работали. Они не могли пользоваться защитой профсоюзов, не могли получать ипотечные кредиты, в дальнейшем не получали пенсию, на них не распространялись льготы, предусмотренные трудовым законодательством.

«К большому сожалению, в форме не полученного налога, исчисляемого миллиардами сумов, наносился огромный ущерб государственному бюджету», — говорится в сообщении.

В статье отмечается, что в соответствии с реформами в налоговой политике ситуация изменилась: сокращено налоговое бремя и намечены простые, прозрачные и, главное, удобные, справедливые и для работника, и для работодателя ставки налога.

С 1 января 2019 года определена единая 12% налоговая ставка на доход физических лиц. Между тем, во всем мире средний размер этого налога составляет 20%:

«Такое упрощение налога на доход — самый приемлемый вариант для таких стран, как наша, где экономика находится в стадии развития и проводятся масштабные реформы. Приведем один пример, в 2001 году перевод налогообложения на доход с прогрессивной шкалы на упрощенный порядок принес России успех в течение одного года и увеличил налоговую базу с фонда труда на 50%», — пишет Сайидов.

Напоминается, что с 1 января 2005 года в республике внедрена накопительная пенсионная система. В целях социальной поддержки граждан ежемесячные взносы, переводимые на личные накопительные пенсионные счета, составляли 2% от месячной заработной платы работника и вычитались из суммы идущего в бюджет подоходного налога физических лиц.

В статье говорится, что начиная с 1 января 2019 года из 12% налоговой ставки на доход на личные накопительные пенсионные счета переводится 0,1%. Как производится расчет? Очень просто. Например, заработная плата работника составила 3 млн сумов. Из них налог на доход — 360 тыс. сумов.

«На руки работник получит 2 млн 640 тыс. сумов (3 000 000 — 360 000). Но в бюджет будет переведен налог в размере не 360, а 357 тыс. сумов, остальные 3 тыс. сумов будут направлены на личные накопительные пенсионные счета в Народном банке. В этом направлении предоставлены удобства и для работодателей (предприятий и организаций). Например, в 2018 году работодатель ежемесячно до 15 числа следующего месяца должен был представлять в местный филиал Народного банка реестр сотрудников, на которых переведены накопительные пенсионные взносы», — пишет Сайидов.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 188 Налогового кодекса, теперь работодателю необязательно представлять в местный филиал Народного банка реестр сотрудников.

Справки о выплаченных взносах представляются с расчетами подоходного налога и единых социальных платежей. В результате сокращаются расчеты, экономится время работодателя, утверждается в статье.

«В заключение следует отметить, руководством республики сделан первый шаг в совершенствовании налогового законодательства, и теперь мы, граждане, должны поддерживать эти реформы», — подытоживает Сайидов.