Горячие дискуссии на тему налоговых реформ, в частности, внедрения НДС, не утихают уже почти год.

Первые бурные обсуждения начались еще весной прошлого года, когда правительство представило проект концепции налоговой реформы. Одна из дискуссионных площадок развернулась также на «Лаборатории бизнеса». Тогда представители ГНК, НАПУ и частного сектора говорили о преимуществах и недостатках предлагаемой новой системы.

Саму концепцию налоговой реформы президент утвердил в конце июня. Одно из главных отличий документа было в том, что ставка НДС сохранилась на уровне 20% (в проекте предлагалось снизить ее до 12%).

И вот с 1 января почти 30 тыс. компаний столкнулись с проблемой под названием «зачет НДС».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

О том, как прошел месяц в условиях новой налоговой системы, на панельной дискуссии «Лаборатории бизнеса» рассказали основатель сети магазинов korzinka.uz Зафар Хашимов, основатель сети ресторанов Caravan Group и председатель Ассоциации рестораторов и отельеров Узбекистана Тимур Мусин, соучредитель HUMO Partners Музаффар Касымов.

Суть НДС

По мнению Зафара Хашимова, самые справедливые налоги те, что взимаются с потребления, вот почему в НДС есть природа правильного налога.

Как распределять налоги, когда продукт комплексный, то есть в его производстве участвуют несколько предприятий? Например, один участник добывает руду, другой переплавляет ее, третий из этого делает металлические листы, четвертый вырезает ложки, а пятый продает товар покупателю.

Тогда в товаре есть труд и участие целой цепочки, которая должна у потребителя забрать налог и распределить его между собой. Изобретатели НДС решили, что будет правильно, если каждый участник будет платить налог с той ценности, которую он добавил в окончательную цену.

Почему нельзя сделать так, чтобы каждое звено в цепочке платило единый налоговый платеж? В этом случае, как только цепочка начинает удлиняться, объем налога увеличивается. Это приводит к тому, что налоговая нагрузка на сложные продукты будет больше, чем на простые. Что, в свою очередь, убивает сложные производственные процессы.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«В Узбекистане ЕНП убивал любые производства, в которых было больше трех или четырех участников. К тому же он существовал не в чистом виде, а был некий гибрид из НДС и ЕНП, причем начальное сырье всегда облагалось НДС. Так, каждое предприятие, перерабатывающее это сырье, добавляло к уплаченному НДС еще и свой единый налоговый платеж», — пояснил Зафар Хашимов.

Команда korzinka.uz подсчитала комбинацию этих двух налогов, которые сидят в стоимости товаров, реализуемых в супермаркетах сети, и оказалось, что в среднем они составляют около 23%.

То есть каждый раз, когда покупатель платит 100 сумов за товар в супермаркете, он в среднем отдает 23 сума на налоги.

В основе НДС лежат интересы потребителя. Если бы налог применяли правильно, налоговая нагрузка на покупателя была бы не 23%, а около 16,6%.

НДС — зло?

Все спикеры выступили за введение налога на добавленную стоимость, но с одной поправкой: если его применять правильно. То есть исключить любые льготы, перевести на уплату НДС абсолютно всех предпринимателей.

Помимо очевидных плюсов вроде снижения налоговой нагрузки на производителей и потребителей, спикеры назвали ряд сопутствующих положительных результатов от введения НДС.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Например, Зафар Хашимов считает, что теперь многие предприниматели начинают понимать, насколько льготы и исключения вредят остальным.

Музаффар Касымов отметил, что бизнесмены наконец начнут считать себестоимость товара, а также появится спрос на профессиональные бухгалтерские навыки и знания. Уже сейчас создается новый рынок бухгалтерских услуг.

«В целом реформу считаю прогрессивной, несмотря на то, что большинство моих бизнесов в январе пострадало от НДС. В краткосрочной перспективе для многих компаний налог станет бременем. Но уверен, что за счет увеличения рынка мы наверстаем упущенное», — отметил соучредитель HUMO Partners.

Успех НДС зависит от его правильного применения, добавил Зафар Хашимов. Он сравнил реформу с правосторонним движением автомобилей по дороге: все участники едут по одному направлению и соблюдают общие правила.

Но получится ли движение, если при этом Malibu разрешат ездить «по встречке»? То же самое касается льгот и исключений, которые ввели для отдельных видов товаров или направлений бизнеса.

Особенно тяжелым бременем лег налог на сферу общественного питания. По словам Тимура Мусина, НДС превращается для многих отраслей экономики в налог с оборота.

«Мы об этом предупреждали еще до введения НДС. Сейчас есть риск того, что многие закроют свой бизнес — государство должно это понимать. Возможно, теряем предпринимательскую активность из-за неправильного внедрения налога», — отметил он.

С этим не согласился Зафар Хашимов.

«На самом деле общей истерики среди предпринимателей [по поводу НДС] не вижу. Мы стали такими гибкими за 27 лет, что приспособимся даже к камнепаду», — отметил бизнесмен.

Сельхозпроизводителей освободили от уплаты НДС, а в сфере общепита около 50−80% расходов приходятся на закупку сельхозпродуктов. Поэтому кафе и рестораны не могут ничего из этих расходов взять в зачет и вынуждены платить НДС со всей суммы. Так налог на добавленную стоимость превращается в налог с оборота.

Раньше эти компании платили ЕНП в размере от 4% до 10%, то есть налоговая нагрузка для них увеличилась минимум в два раза. Это приводит к уменьшению прибыли в четыре раза, отметил Мусин.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Мы остались без прибыли, даже ушли в минус. Если поднимем цены на 30−40%, останемся без клиентов», — сказал он.

С такой же проблемой сталкиваются розничные сети. Правительство освободило от НДС оборот по реализации лишь девять видов продовольственной продукции, производимой в стране.

«У нас сейчас отрицательная маржинальность на овощах и фруктах. Если поднимем цены, потеряем клиентов рынку, поэтому приходится компенсировать за счет прибыли с других товаров. Еще одна вещь, с которой, как с ветряными мельницами, я не устаю сражаться, это вера населения, что цену назначают продавцы. Понятно, что цены как до, так и после НДС определялись рынком: это был баланс между спросом и предложением, учитывая объемы, которые есть на рынке. Например, сейчас korzinka.uz могла бы поднять цены на 30% и не париться, но мы не можем себе это позволить. Наши цены мы держим в унисон с рынком, чтобы клиенты не увидели, что там дешевле. При этом на рынке НДС не платят, а мы платим, поэтому страдаем», — сказал Зафар Хашимов.

Что меняется без недочетов?

В Узбекистане в 2018 году внутренний валовый продукт составил 407 трлн сумов. По подсчетам Зафара Хашимова, в этом году ВВП с учетом роста и инфляции должен быть 480 трлн сумов.

«При этом в бюджет правительство вложило доходы от НДС всего 32 трлн сумов, или около 7% от ВВП. Получается, одна треть экономики платит 20% НДС, чтобы остальные платили 0. У нас принято правостороннее движение, с условием, что две трети участников будут ехать „по встречке“. Насколько легко будет при таких условиях пробираться к пункту назначения? Было бы проще сделать единую ставку для всех — 8% или даже 10%. Тогда государство вместо 32 трлн сумов собрало бы 47 трлн, а черный рынок вышел бы из тени», — считает Хашимов.

Новый налоговый кодекс рабочей группе было поручено разработать до 1 декабря 2018 года. Однако, как сообщил министр финансов Джамшид Кучкаров осенью прошлого года, нет возможности ускорить процесс разработки нового кодекса.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Пока пришли к мнению, что раз делаем что-то, нужно делать до конца, чтобы потом если и вносить изменения, то минимальные», — отметил тогда министр.

Разработку нового кодекса было решено отложить до 1 июля 2019 года. А некоторые налоговые изменения, которые вступили в силу 1 января, были приняты в последние дни декабря.

Внедрение реформ имеет много проблем и недостатков, отметили спикеры. Многие компании были застигнуты врасплох из-за позднего объявления подробностей внедрения реформы. На подобную неопределенность бизнес отреагировал ожидаемо — поднятием цен.

«Предприниматели поднимают цены не потому, что бессовестные и грабят народ, а потому что увидели риск в виде неопределенности. Думаю, после первого квартала или даже месяца предприниматели сделают расчеты и поймут, что дало или не дало внедрение НДС. Тогда цены немного стабилизируются», — отметил Зафар Хашимов.

Он также подчеркнул, что ни одна реформа не проходит без багов и НДС не исключение, но лучше претворять в жизнь изменения сейчас, чем ждать идеального проекта реформы. Можно на практике видеть ошибки и исправлять их.

«Сейчас мы находимся в процессе реформ, потому что налоговый кодекс будет только 1 июля. Бизнесу нужно активно обсуждать с фискальными и финансовыми органами недостатки. Переходный период нужен, чтобы увидели острые углы и постарались их обойти в финальном варианте документа», — сказал предприниматель.

Он также отметил, что предыдущая налоговая система была ущербная, подавляла рост компаний и загнала экономику в тень. Поэтому даже при всех нынешних искажениях нынешняя реформа является прогрессивной.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Дьявол кроется в деталях, добавил Музаффар Касымов. Оказалось, к предпринимателю обращались представители налоговых органов, прокуратуры, приглашали на обсуждение. Значит, правительство в лице госучреждений готово к диалогу и работе над ошибками.

«Надо ходить и говорить, что болит. Чтобы мы в июле не проснулись и не остались с НДС с оборота», — подчеркнул Касымов.

НДС пролоббирован крупным бизнесом?

Спикеры поиронизировали на тему размера бизнеса, которым они владеют. Все гости отметили, что относят себя скорее к среднему, чем к крупному сегменту.

Тем не менее, НДС при правильном его применении не может быть более выгодным для крупных компаний, единогласно ответили предприниматели.

Слухи о том, что korzinka.uz является крупным бизнесом, весьма преувеличены, отметил Хашимов. Для сравнения: в Казахстане розничные сети контролируют около 40% всей розничной торговли, в России — свыше 50%, в Узбекистане — 8% от товарооборота категории продукты и товары для дома.

Сейчас у компании 45 магазинов по стране, в России же общее количество сетевых магазинов около 30 тыс. Если соотнести цифры с Узбекистаном и учесть численность населения, розничная сеть должна владеть около 6 тыс. точек, чтобы считаться крупным бизнесом.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Возвращаясь к вопросу о лоббировании, Зафар Хашимов, который принимал участие в разработке документа, отметил, что первый проект концепции налоговой реформы был во много раз лучше итогового, хотя бы потому, что ставка НДС в нем была 12% вместо нынешних 20%.

«По моим расчетам, переход для разного рода бизнеса должен был быть гладким. Ставка 12% позволяла бы конкурировать с соседними странами, потому что у них тоже 12%. Если смотреть узко только „на нашу тарелку“, то НДС нам не выгоден, потому что мы платили 4% с оборота. Но я вижу, если это снизит нагрузку на потребительские товары, есть потенциал, что торговля будет расти и развиваться», — отметил Зафар Хашимов.

Сохранение ставки НДС в 20% убивает конкурентоспособность страны по сравнению с соседями, считает Тимур Мусин. Это касается и борьбы за инвестора, который будет выбирать не между Узбекистаном и Германией, а между странами Центральной Азии.

Дело не только в НДС

Налог на добавленную стоимость лег мертвым грузом на арендную плату помещений, ведь большинство имущества приобреталось без этого налога. Кроме того, выросли ставки аренды государственной собственности, но это к НДС не имеет никакого отношения, считают эксперты.

Не только НДС успел попортить жизнь некоторым предпринимателям. В налоге на имущество ввели удвоенный тариф на незавершенное строительство. При этом четких критериев, которые определяют срок строительства здания, нет.

«Кроме того, что ввели налог на имущество, который явно не способствует развитию туристической инфраструктуры страны, появился интересный пункт: на незавершенное строительство налог на имущество увеличен в два раза. Когда срок строительства не регламентирован четко, возникает проблема. Мы, например, задумались, стоит ли дальше строить наши рестораны. Если не будет стимула для вложения в недвижимость, как привлекать инвесторов? Мы строим шесть ресторанов (на 70 млрд сумов). Мне пришло четыре письма о том, что я должен порядка 4 млрд сумов налога на имущество из-за того, что строительство якобы не входит в график исполнения. Конечно, мы объясняем, почему стройка так долго длится, но это отнимает столько сил. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на конкретных задачах, приходится заниматься бесконечным отбиванием от препон. Хотя государство, наоборот, должно стимулировать развитие бизнеса», — сказал основатель Caravan Group.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Музаффар Касымов назвал налог на имущество самым «грабительским». По его словам, налоги плохие все и никто не хочет их платить, но приходится. Но из всех налогов НДС единственный идет на потребление, что хотя бы его оправдывает.

«Налог на имущество самый грабительский. Чтобы построить здание, нужно вложить деньги, которые я как предприниматель где-то заработал, заплатил с них все налоги. Инвестируя личные, со всех сторон уплаченные деньги, почему с них я должен еще раз платить налог государству? Тем более что налог на имущество в нашей стране ведет к тому, что у частного бизнеса уменьшаются стимулы инвестировать в инфраструктуру. А она у нас далеко не самая развитая», — считает соучредитель HUMO Partners.

Понятно, что государство такими мерами хочет стимулировать бизнес использовать здания эффективнее, но Зафар Хашимов считает это излишним, потому что предприниматель и так несет убытки от пустующего помещения — это умерщвленный капитал, который не приносит прибыль.

Государство вряд ли может мотивировать людей лучше использовать деньги больше, чем их собственный коммерческий интерес.

Кроме того, некоторые предприниматели зажаты в тиски: с одной стороны, сильно ограничен доступ к финансам, чтобы достроить здание и эффективно его использовать, поставить оборудование, с другой — приходится платить налог в двойном объеме.

О дате выхода ролика можно узнать на странице «Лаборатории бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий и компания Afisha Media.