Дебют Узбекистана на международных рынках капитала станет предпосылкой к будущим размещениям, в том числе выходу на рынок корпоративного долга, что приведет в страну международное финансирование, сообщил РБК инвестиционный стратег российской «БКС Премьер» Александр Бахтин.
В глазах глобального инвестора Узбекистан в постсоветское время был страной с неоднозначной репутацией, говорит Бахтин. Нынешнему размещению предшествовала длительная работа по формированию доверия на рынках международного капитала, отмечает он.
«Почему у Узбекистана не было размещений ранее? Наверное, потому, что не ставилась такая задача, однако такой выпуск задает рыночные ориентиры будущим заимствованиям узбекских компаний и банков, от этих ориентиров будет оцениваться стоимость проектов, так как это долгосрочная оценка рисков», — отмечает первый вице-президент Газпромбанка (один из организаторов размещения) Денис Шулаков.
Сейчас кредитные рейтинги Узбекистана относятся не к инвестиционной, а к «мусорной» категории — у S&P и Fitch на уровне BB- со «стабильным» прогнозом, а у Moody’s — на уровне B1 со «стабильным» прогнозом.
Текущие рейтинги Узбекистана соответствуют, например, рейтингам Бразилии и Боливии, указывает Бахтин. Соседний Таджикистан, имея более низкие рейтинги, разместил в 2017 году свои десятилетние бонды под гораздо более высокую доходность — 7,125%, напомнил он.
Старший аналитик «Атона» по макроэкономике и долговым рынкам Яков Яковлев считает, что размещение для Узбекистана очень удачное: бумаги разместились с доходностью всего на 60−70 базисных пунктов выше, чем у российских евробондов, несмотря на существенный разрыв в рейтингах и кредитном качестве.
«Наша оценка справедливой доходности [узбекских бондов] была выше этих уровней», — отметил Яковлев, предположив, что высокий спрос был вызван дефицитом приемлемых по качеству бумаг из стран СНГ, а также желанием инвесторов диверсифицировать портфели.
Ранее Spot писал, что Узбекистан успешно разместил первые в своей истории еврооблигации на $1 млрд. Сначала облигации хотели разместить с доходностью в 5,3% и 6%, но желающих купить было так много, что цены пересмотрели и снизили до 4,7% и 5,3%. Общая сумма заявок на пике спроса достигла $8,5 млрд.
Книга заказов по итоговой ставке составила $3,8 млрд. Поучаствовали 150 инвесторов. В каждом транше участвовали инвесторы из разных стран мира, основными покупателями стали британские и американские.