Инвесторы опасаются, что новые санкции против России ударят по экономике Узбекистана, говорится в материале The Wall Street Journal. Издание опросило инвесторов, что они думают о еврооблигациях, которые страна разместила на днях.
Отношение в целом позитивное — инвесторы отмечают, что Узбекистан наконец-то открылся, причем сейчас идеальный момент для выхода на международные рынки капитала, потому что, хоть ситуация на развивающихся рынках сейчас и непростая, здесь кроется множество возможностей.
К тому же Узбекистан представляет собой привлекательный актив, потому что тут проходят важные реформы, наблюдаются положительные демографическая ситуация и динамика роста ВВП.
Тем не менее, присутствует и доля скептицизма. В частности, инвесторы обращают внимание, что обе облигации Узбекистана упали в цене после начала торгов в четверг — 5-летняя бумага была на уровне 99,66 цента за доллар, в то время как 10-летняя была на уровне 99,77 цента.
Опрошенные инвесторы также опасаются, что ослабление экономики Китая может затормозить рост экономики Узбекистана, так как именно Китай является основным торговым партнером страны.
Еще одно опасение связано с новыми санкциями, которые США готовят против России. Их уже успели прозвать «драконовскими», а саму инициативу назвали проектом «санкций из ада» (bill from hell).
Группа сенаторов США безуспешно пыталась провести этот законопроект еще летом прошлого года. В новой, более жесткой версии, речь идет об ограничениях для инвесторов на сделки с российским государственным долгом, санкциях против российских энергетических компаний и банков, а также многом другом.
Чтобы санкции вступили в силу, законопроект должен одобрить конгресс США и подписать президент Дональд Трамп. На этом фоне российский рубль вечером 13 февраля на торгах на Московской бирже начал стремительно дешеветь. Всего за час доллар подорожал на 66 коп., евро — на 63 коп.
Узбекистан зависит от того, как идут дела в России, потому что это один из основных торговых партнеров — идет сразу после Китая. В 2018 году товарооборот с Россией составил $5,7 млрд, из которых на экспорт пришлось $2,1 млрд, а $3,5 млрд на импорт.
Помимо этого, Россия один из основных поставщиков иностранной валюты в Узбекистан. Только за девять месяцев в Узбекистан из России перевели более $3 млрд (сколько за весь 2018 год, Центральный банк России еще не успел сообщить, но эта информация будет опубликована в ближайшее время).
Узбекистан также занимает первое место по количеству трудовых мигрантов в России — с января по сентябрь 2018 года туда въехало более 3,4 млн граждан Узбекистана, в том числе с рабочими целями — 1,5 млн человек. Для сравнения: на втором месте идет Таджикистан, откуда в Россию приехало в 1,7 млн человек, с рабочими целями — около 790 тыс.
Более того, объем временной миграции из Узбекистана в Россию вырос настолько, что восстановился до показателей 2015 года — на 1 декабря 2018 года в России пребывало 1,8 млн граждан Узбекистана. Для сравнения: 1 декабря 2017 года было 1,7 млн человек, а в 2016 году — 1,5 млн человек.
Помимо всего этого, Узбекистан покрывает спрос на иностранную валюту в стране в том числе за счет денежных переводов из-за границы, а на Россию приходится 77% от всех переводов.
Общий годовой спрос на иностранную валюту в 2018 году составил $10,4 млрд, что в 1,5 раза больше показателя 2017 года. Покрывали его за счет поступлений от экспорта, интервенций и переводов, которые составили $5,1 млрд. Всё это позволило предотвратить в 2018 году резкие колебания обменного курса, и национальная валюта обесценилась всего на 2,7%.
Узбекистан вполне отдает себе отчет касательно рисков, связанных с зависимостью, и заложил ухудшение экономической ситуации в России в альтернативный (опасный) сценарий развития экономики страны.
Центральный банк перечисляет возможные последствия — сокращение объемов международных переводов и экспорта, что приведет к сокращению предложений на валютном рынке, усилению девальвации национальной валюты, сокращению количества сумовых вкладов и росту инфляционного давления.
В этом случае регулятор намерен принять меры по смягчению колебаний на внутреннем валютным рынке, ужесточить денежно-кредитную политику и снизить ликвидность в банковской системе, повысив тем самым привлекательность сумовых вкладов. Ожидается, что это позволит смягчить последствия.
Тем не менее, маловероятно, что проект «санкций из ада» примут в том виде, в котором его подготовили. К примеру, уже 15 февраля стало известно, что сенаторы США смягчили потенциальные санкции против государственных банков России, так что возможно, что конечная версия будет не такой уж «драконовской», если, конечно, проект вообще примут.