В конце прошлого года прошло первое в истории Узбекистана SPO: на фондовой бирже было реализовано 2,2 млн акций «Кокандского механического завода» («КМЗ»).
Инициатором публичного предложения выступил «Узнефтегазмаш», организатором публичного предложения — Национальный банк ВЭД, а организатором подписной кампании — компания Freedom Finance, подписавшая в сентябре текущего года соглашение о партнерстве с Республиканской фондовой биржей «Ташкент».
Spot поговорил с исполнительным директором Freedom Finance Евгением Можейко о том, что показало SPO и интересуются ли жители страны фондовым рынком.
Евгений Можейко
Исполнительный директор Freedom Finance
Акции выросли на 55%
Несмотря на то, что SPO АО «КМЗ» прошло в сжатые сроки, мы увидели интерес людей к акциям национальных компаний. И текущие котировки это подтверждают.
В первые же дни произошел резкий скачок котировок на 15%. Тогда консультанты обзвонили большинство инвесторов и поздравили с получением прибыли по торговой сделке. Сейчас стоимость акции АО «КМЗ» увеличилась уже на 55%.
В регионах интересуются фондовым рынком
Люди приходили на лекции, люди интересовались акциями. Некоторые даже приезжали из соседних городов. Однако слушатели плохо представляли, как работает фондовый рынок.
Финансовые эксперты российского офиса Freedom Finance Игорь Клюшнев и Егор Романюк отправились в road show по восьми городам Узбекистана с готовой презентацией, но в процессе тура сильно отходили от нее.
Чтобы зал понял схемы заработка на ценных бумагах, спикеры приводили простые и понятные примеры: «У вас есть сеть аптек и требуются деньги на ее развитие. Можно получить кредит в банке, но придется оставить залог, а можно продать часть бизнеса и поделиться прибылью с акционерами».
Помимо road show, региональные директора ежедневно по два-три раза выступали перед людьми с улицы, которые заходили в офис узнать, как работает инструментарий фондового рынка.
Также мы проводили образовательные встречи на крупных предприятиях по всей республике и активно распространяли информацию в социальных сетях, в результате чего акции КМЗ купили даже в тех городах, которые не попали в road show. Так, из Сырдарьи пришли примерно 30 инвесторов, из Джизака — 60 и Намангана — 60.
О чем спрашивали
Вопросы из зала звучали самые разные: от «Дадут ли мне на руки бумажную акцию?» до «Как повлияет на чистую прибыль Кокандского механического завода принятие новой налоговой концепции?».
Мы объясняли, что все акции хранятся в центральном депозитарии в цифровом формате. Это, кстати, хорошо защищает инвестора, так как он в любой момент может поменять своего брокера. На ценных бумагах произошедшие перемены никак не отразятся.
Также слушатели интересовались, почему можно купить только 1118 акций в одни руки, но тут мы ссылались на постановление Кабинета Министров.
Кто покупал акции
Аудитория оказалась неоднородной. Например, на завершающий этап в Ташкенте пришли люди пенсионного и предпенсионного возраста, которые задавали очень правильные вопросы.
Кстати, человек старшего поколения быстрее принимает решение, другой вопрос, положительное оно или отрицательное. Учитывая, что при распаде СССР такие люди пережили крах рынка государственных облигаций, вызвать их доверие сложнее.
Однако я точно знаю, что некоторые из возрастных слушателей road show стали инвесторами Кокандского механического завода.
Также в зале часто присутствовали молодые люди, которым интересен сам фондовый рынок. Те же студенты видят, как развиваются соседние государства и ищут современные пассивные источники дохода.
Главная ценность подписной кампании Кокандского механического завода для них — это опыт инвестирования на узбекской фондовой бирже. Думаю, у спикеров получилось донести до аудитории эту мысль, потому что после road show молодые люди покупали акции на 100, на 200 тысяч, чтобы просто почувствовать процессы.
Отличие Узбекистана от других стран
У нас есть четкая стратегия запуска SPO и IPO на локальных рынках. В Узбекистане мы работали по тем же каналам проникновения, что и в других странах: промоутеры, наружная реклама, видеоматериалы, образовательные лекции и мастер-классы для населения и сотрудников промышленных предприятий, road show.
Правда, в соседнем Казахстане получилось привлечь 44 тысячи клиентов против 3 тысяч в Узбекистане. Но это связано с тем, что там и количество акций было значительно больше, и руководители крупных предприятий проявили большую идеологическую заинтересованность.
Например, работникам некоторых заводов Казахстана не пришлось даже ехать к нам в офис — подписка прошла без отрыва от производства. Человек собирал пакет документов и передавал старшему по цеху.
Потом приезжал наш сотрудник, забирал бумаги, открывал счета, оформлял договора и привозил документы обратно. Новому инвестору оставалось лишь оторваться от станка минут на 15, чтобы подписать договор и задать интересующие его вопросы.
Ожидали большего количества подписчиков
Хотелось, чтобы только от нас пришло 4,2 тысячи инвесторов. В этом случае каждому человеку досталось бы меньше акций, зато все бы получили положительный опыт работы на фондовом рынке.
Однако мы удовлетворены достигнутыми результатами. Например, сейчас приходят люди, которые после road show не приняли инвестиционного решения. Однако, видя, что купленные их друзьями и знакомыми акции Кокандского механичекого завода выросли в цене, они тоже хотят инвестировать.
Торговые операции с акциями
На данном этапе торговые операции с акциями начали применять немногие, но процесс идет. Примерно через месяц после завершения торгов консультанты начали обзванивать клиентов и предлагать иные идеи.
Инвестор может продать акции АО «КМЗ» с наценкой 55% и вложить полученные средства в другие выгодные проекты.
Мы предлагаем только те ценные бумаги, ожидаемый рост доходности по которым составляет 30−40% в год — это раза в два выше, чем процент по депозиту, и значительно больше, чем уровень инфляции.
Современные цифровые информационные системы позволяют инвестору проводить операции самостоятельно прямо из дома. Однако узбекские инвесторы, как правило, просят совет, куда лучше вложить деньги.
Будущее фондового рынка Узбекистана
Давайте сделаем грубый подсчет. За время подписной кампании через наши каналы к SPO АО «КМЗ» проявили интерес свыше 27 тысяч человек. Новыми инвесторами стали примерно 3 тысячи.
Часть из них наверняка слышала в апреле про IPO «Кварца» и вот к ноябрю созрела для покупки акций. Это нормально. Если подписные кампании будут проводиться регулярно, то и интерес к рынку ценных бумаг продолжит расти.
В следующей сделке примут участие те 27 тысяч человек, которые сегодня присматриваются к новому инструменту получения дохода. Наша глобальная задача на текущем этапе — повысить доверие населения к фондовому рынку.