Министерству транспорта поручено в месячный срок внести предложения по предоставлению индивидуальным предпринимателям права осуществлять пассажирские перевозки на легковом транспорте. Это предусмотрено постановлением президента от 5 марта «О мерах по кардинальному совершенствованию системы грузовых и пассажирских перевозок».
Сейчас это право есть лишь у юридических лиц. В итоге в стране острая нехватка легальных такси и больше количество нелегальных таксистов («бомбил»). От этого проигрывают все.
История вопроса
В конце декабря 2017 года сообщалось, что таксистам планируют разрешить работать на основе патента. Тогда о этом рассказал министр финансов Джамшид Кучкаров, который сообщил, что предложение разработано в целях повышения уровня легализации доходов.
В январе 2018 года стало известно, что предложение разрешить частникам оказывать услуги такси на основе патента было раскритиковано (кем именно, не уточнялось).
Отмечалось, что «в этой ситуации жизнь пассажиров и водителей остается под угрозой, и в целом нет единого подхода ко всем аспектам».
В апреле был опубликован проект указа президента «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса», где было предусмотрено разрешение ИП оказывать услуги такси, а также отмена требований по установке в линейных такси контрольно-кассовых машин и средств радиосвязи.
Однако в окончательную редакцию указа, подписанную главой государства, эти предложения не вошли.
Почему это проблема
Представители рынка критикуют тот факт, что оказывать услуги такси можно только юрлицам:
«На сегодняшний день выдано около 4000 лицензий на не маршрутное такси по Узбекистану. Около 70 тысяч машин таксуют на дорогах Узбекистана. 94,3% из них таксует без лицензий. 4000 тысяч машин платят налог 2,7 млрд сумов в год. При переходе на патентную систему от 70 тысяч водителей (по 1 МРЗП) государство будет получать 43 трлн сумов в год (на 159 000% больше). Это десятки тысяч новых рабочих мест», — говорил сооснователь MyTaxi Акмаль Пайзиев.
Рустам Шамурадов, основатель и руководитель Taxi.uz, отмечал, что если ИП разрешат заниматься частным извозом, вырастет количество легальных такси и поступление денежных средств в бюджет. По мнению экспертов, в Ташкенте ежедневно около 15 тыс. водителей таксуют без лицензии.
«Работа такси на основе патента позволит уменьшить безработицу и увеличить сумму пенсии. Сейчас огромная армия нелегальных таксистов социально не защищена. Если сектор выйдет из тени, бывшие бомбилы будут проходить медицинский осмотр, а их автомобили — техосмотр, это плюс к безопасности пассажиров. Кроме того, в случае нарушения при перевозке пассажиров водителя такси можно будет найти и привлечь к ответственности», — говорил Шамурадов.
Предприниматель отмечал, что в целом качество обслуживания улучшится, сервис станет привлекательнее, в том числе для туристов. Сумма поездки будет фиксирована. Отрасль начнет подниматься с колен.
Рынок всё больше уходит в тень
Лицензионных такси в одной только столице становится всё меньше: по данным Департамента по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта хокимията Ташкента, в 2017 году таких такси было 2507 на 179 предприятий, а на 1 февраля 2018 года — уже 2212 на 160 предприятий. В сюжете телеканала «Узбекистан 24» сообщили, что сейчас в Ташкенте всего 5,4 тыс. легальных такси.
Легальных такси так мало в основном из-за предъявляемых к ним требований: так, автомобиль должен быть окрашен в определенный цвет, в салоне должна быть контрольно-кассовая машина и многое другое.
«Это отпугивает и усложняет легализацию, к тому же у легальных таксистов нет никаких льгот, которые бы давали преимущество перед нелегальной работой», — отмечал Шамурадов.
За перевозку пассажиров автомобильным транспортом без лицензии гражданам грозит штраф от 20 до 100, а должностным лицам — от 50 до с 150 минимальных размеров заработной платы.
Несмотря на крупные штрафы и заявления органов власти об успехах в этой области (как правило, цифра по сравнению с предыдущим годом растет на несколько процентов), нелегальных таксистов меньше не становится.
«В результате государство ежегодно теряет 1,9 трлн сумов поступления наличных денег, 25,4 млрд сумов от неполучения лицензии и 99,2 млрд сумов в виде налогов», — приводит цифры Шамурадов.
За легализацию выступают и представители таксопарков. Бахтиёр Каюмов, директор таксопарка Kamina Trans Service, говорил, что самая большая проблема в ситуации с нелегальными перевозчиками — это человеческий фактор.
Помимо нарушений закона и прочих условностей, «бомбилы» теряют самое главное — трудовой стаж, пенсионные накопления, в конце концов, возможность официального трудоустройства. Об этом сейчас мало кто думает, но это и есть главное упущение. Государство теряет тысячи рабочих мест.
«Смотрите сами — сколько прибыли может принести один автомобиль? Если в месяц налоги с одного автомобиля составляют 230 тыс. сумов, то умножьте эту цифру на 20 тыс. автомобилей? Цифры получатся колоссальные — 4,6 млрд сумов в месяц. Водители будут официально трудоустроены, предприятия будут получать прибыль, а государство — налоги», — отмечал Каюмов.
Таким образом, если бы физлиц пустили в эту нишу, рынок бы начал оживать и выходить из тени, а государство — получать больше поступлений в бюджет. Пока же число нелегалов растет, службы такси теряют клиентов и деньги, а город — налоги.