Основательницу Greeny Евгению Баженову в бизнес привело увлечение — дома она выращивала микрозелень (молодую поросль растений) и вскоре поняла, что хобби можно монетизировать.
Начинающая предпринимательница изучала опыт России, где сити-фермерство, то есть выращивание продуктов в городской среде, набирает обороты — как отмечает Татьяна Дубовская, основательница UrbaniEco, направление хорошо тем, что позволяет создать микробизнес людям даже с небольшим стартовым капиталом. Кроме того, размещение ферм в городе — это компактность и экономия на логистике.
Евгения начинала с поставок в рестораны, затем наладила сотрудничество с супермаркетами и уже вложила $10 тысяч в развитие своей вертикальной фермы. В интервью Spot она рассказывает, как разрабатывала технологию своей гидропонной теплицы, как в одиночку строила продажи и как планирует расширять бизнес.
Своя ферма за $400
Это мой первый опыт предпринимательства, раньше я и не думала, что свяжу свою жизнь с бизнесом. Мы с мужем часто путешествуем, и когда были в Таиланде, я заметила, что там в блюда добавляют много разной зелени, тогда как у нас, как правило, ограничиваются укропом и петрушкой.
Я изучила тему и узнала, что молодые двухнедельные всходы содержат больше витаминов и минералов, чем зрелые растения. Стала выращивать микрозелень дома, сначала для себя, а потом подумала, что это перспективный продукт для Узбекистана — ниша пустовала.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Семья восприняла мою идею скептически, говорили, что дело не пойдет. Но меня это не смутило: в феврале прошлого года закупила в России семена брокколи, рукколы, мизуны японской и подсолнечника, начала выращивать. В земле семена росли плохо: что-то портилось, гнило, да и выглядело всё это не очень эстетично.
Тогда я решила создать собственную вертикальную гидропонную ферму (теплица для выращивания растений без использования почвы — Spot), для этого приобрела многоярусные стеллажи с самополивом и подсветкой.
Обустройство обошлось примерно в $400. Можно заказать и готовую ферму, но это в разы дороже: готовый вариант из России стоит $2000, китайских аналогов я не нашла.
Процесс сразу стал легче: когда я выращивала зелень в лотках, много времени уходило на их промывку, а теперь полив автоматизирован, достаточно только следить за проращивателем (это большая коробка, в которой прорастают всходы), опрыскивать, срезать и упаковывать продукцию.
Фото из архива
Чтобы выйти на прибыль, надо брать количеством
Первого покупателя я нашла весной, через пару месяцев после старта, и это было довольно смешно. Я сшила сумочку из целлофана, сложила туда свои лотки с зеленью и пришла в ресторан SalSal. Их шеф-повар знал, что такое микрозелень, он сказал мне: «Да, занимайтесь, нам действительно это нужно». Это был первый человек, который поддержал мою идею и вдохновил меня. Так мы начали сотрудничать с рестораном и продолжаем до сих пор.
Через пару месяцев я поняла, что если работать только с ресторанами, то больше денег уйдет на доставку, так как цена товара небольшая. Решила, что можно выйти в прибыль, взяв количеством, и стала искать розничные точки для сбыта.
Наобум подошла к менеджеру в супермаркете korzinka.uz на Туркменском (улица Юсуфа Хос Ходжиба — Spot), он дал мне контакты человека, который объяснил, какие документы нужны для сертификации. Это был очень сложный этап — сертификация заняла около пяти месяцев (продукт ведь абсолютно новый для Узбекистана) и потребовала немало расходов.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Пришлось разрабатывать документацию, утверждать ее в Минздраве. Только в середине ноября состоялась первая поставка — шесть контейнеров с зеленью, всего 300 граммов.
Параллельно я совершенствовала технологию и расширяла ферму: арендовала помещение, сделала там ремонт, закупила еще гидропонные системы и семена. На всё это ушло $10 000 — половину я вложила из личных сбережений, остальное взяла в долг.
Тем, кто хочет начать свой бизнес, я бы посоветовала сначала полностью продумать бюджет — это обязательно, потому что расходы могут расти. Желательно иметь четкий план, где взять деньги, чтобы потом не влезть в долги и просто не вылететь в трубу.
Полгода на разработку технологии
Я выращиваю пять видов микрозелени: подсолнечника, рукколы, красной капусты, редиса и дайкона. Семена продолжаю заказывать в России, пробовала покупать у нас, но они достаточно грязные, а в России — отборные, сертифицированные, их всхожесть 90%.
Фото из архива
На всей площади посадки — это 10 полок размером 60 на 1500 см и 10 полок поменьше, 60 на 1000 см — помещается 400−500 коробок для выращивания. Из них каждый день готовы к срезу около 30−50 штук. Каждый день как минимум два часа я уделяю ферме, это дело не терпит выходных, болеешь или нет — умри, но сделай.
Помещение у меня подвального типа, небольшое (две комнаты по 12 м²) и достаточно неудобное, но пока это лучший вариант, который я могу себе позволить — ферма должна находиться в городе, желательно в центре. Это связано с тем, что продукт скоропортящийся (хранится пять дней, а употреблять его лучше всего в первые пару дней после покупки) и доставлять его нужно каждый день, а это тоже статья расходов.
Первое время я портила и выбрасывала немало товара, процент испорченных семян до сих пор остается довольно высоким. Со временем поняла, каков спрос, и усовершенствовала технологию выращивания — здесь очень много нюансов, о которых никто в интернете не говорит.
Фото из архива
Например, можно выращивать на ткани или даже просто в воде. Я использую ткань: сначала семена проращиваются («сеются»), после проращиватель убирается и зелень помещается на полки под определенный свет. Я комбинирую солнечный свет, лампы красно-синего спектра и LED-лампы.
Для микрозелени важно поддерживать достаточную влажность: немного пересохнет и всё — продукция пропала, а если влажность повысится — появляется плесень. Поэтому было важно наладить этот процесс. За полгода я получила собственную технологию, которую уже можно ставить на поток.
Перспективы роста
Сейчас я продаю около 100 контейнеров в месяц: 95% объема приходится на торговые точки (два филиала korzinka.uz и супермаркет Green Apple), 5% — на рестораны. Для поставок в магазины нанимаю водителя, а рестораны теперь сами оплачивают доставку. Пока продукт раскупают без остатка — только один раз был возврат из korzinka.uz на улице Садыка Азимова, почему-то там спрос ниже.
Партнеров ищу сама — у меня пока только одна сотрудница, она помогает с фермой. С ростом объемов планирую начать работу с сетью рынков Ecobozor, потихоньку увеличиваю оборот — в ближайшее время хочу продавать 300 контейнеров в месяц.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Не хочу сразу делать большие объемы — боюсь, что процесс встанет, потому что я неопытный предприниматель, мне пока сложно всё это систематизировать. Маржинальность бизнеса — примерно 10%, думаю, выйду на рентабельность в лучшем случае через год. Планирую и дальше вкладывать в расширение — устанавливать новые гидропонные системы.
Пока Ташкент охвачен далеко не полностью, я обдумываю, зайдет ли товар на окраинах и мысленно решаю вопросы с доставкой. Есть идея открыть свою розничную точку, но пока об этом рано говорить — продукт не настолько популярен у нас, чтобы покупатели специально за ним ездили куда-то. Также думала поставить холодильники в фитнес-центрах — человек после занятий сможет захватить коробочку зелени с собой или сразу открыть и пожевать.
Рынок готов, дело за популяризацией
Чтобы популяризировать продукт среди розничных покупателей, я веду соцсети, в основном Instagram, потому что почувствовала, что он работает. Также у меня есть канал в Telegram, где публикую рецепты с микрозеленью.
Все фото для соцсетей делаю сама, кроме того, иногда приходится быть и бухгалтером, и доставщиком, а я ведь еще и мама. Так что всё это очень сложно, голова иногда разрывается, а под вечер я просто отключаюсь.
Фото из архива
В основном в Instagram и Facebook ко мне обращаются женщины, они больше интересуются здоровым питанием, похудением. Мужчины же чаще обращают внимание на продукт в розничных точках, их привлекает яркая упаковка — я сама разработала ее дизайн в приятном зеленоватом цвете «грини». Также на этикетке разместила описание продукта — нужно объяснять потребителю, что такое микрозелень и с чем ее едят.
В этом и состоит сложность: объяснить, зачем это нужно, почему коробочка микрозелени стоит от 10 тысяч сумов, то есть в разы дороже привычной зелени. Это не укладывается в голове у покупателей, спрашивают: «Почему так дорого?». Я рассказываю, что это кладезь витаминов, минералов и других полезных веществ.
Развивать этот бизнес я учусь, изучая российские сити-фермы микрозелени, там это направление растет очень динамично. Наши повара привозят оттуда новинки: например, один шеф-повар посоветовал мне добавить в ассортимент зелень гороха, а владелец фермы из Ростова-на-Дону объяснил, как он выращивается.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Не думаю, что мы сильно отстаем от России в плане потенциала в этой сфере. Начиная бизнес, я опасалась, что потребители не поймут, зачем нужна микрозелень, но оказалось, у нас много продвинутых людей, которые стремятся придерживаться правильного питания. Рынок готов, просто не все знают, что у нас есть такая продукция, не все к ней привыкли — дело за популяризацией.
Справка
Евгения Баженова родилась в 1981 году в Ташкенте. В 2003 году окончила Ташкентский государственный авиационный институт по специальности «Менеджмент», в 2017-м — Университет Хартфордшира (удаленно) по специальности «Дизайнер интерьера и архитектуры». Работала диспетчером, начальником отдела в аэропорту и дизайнером в полиграфии.